Заявление председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера о том, что Россия может перевести все поставки газа для Евросоюза на трубопровод «Турецкий поток», сделанное им на этой неделе, прозвучало как ультиматум. Миллер призвал ЕС в короткие сроки построить трубопроводы до Турции, сказав, что иначе Европа не сможет получать российское топливо в случае прекращения его транзита через Украину.
Есть ли у «Газпрома» реальные основания ставить такие условия Евросоюзу? Замерзнет ли Европа без российского газа, если откажется покупать его у Москвы на границе с Турцией, а не с Украиной? Найдет ли «Газпром» покупателей на объемы топлива, которые могут освободиться в случае такого развития событий?
«Турецкий поток» является единственным маршрутом для будущих поставок российского газа, идущих сейчас транзитом через Украину. Задачей ЕС является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции. У них на это есть максимум несколько лет. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках, сказал Миллер 14 января на переговорах с членом Еврокомиссии по вопросам энергетики Марошем Шефчовичем (он сменил на этом посту Гюнтера Эттингера, который представлял ЕС на газовых переговорах с Россией последние 5 лет). Шефчович в ответ заявил, что это предложение «Газпрома» наносит ущерб имиджу российской компании как надежного поставщика, однако будет рассмотрено Европейской комиссией.
Партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин уверен, что слова Миллера являются неумным блефом: газопровод «Турецкий поток» пока не существует даже как проект, других покупателей на такие же объемы газа у России нет, а европейские страны могут уже за два года окончательно снять с себя критическую зависимость от российского газа.
– То, что он говорит, практически не соответствует действительности. Когда Миллер говорит, что «Газпром» готов прекратить поставки газа через Украину, и, более того, он говорит, «поспешите, европейцы, со строительством своих газопроводов к турецкой границе», он не учитывает несколько обстоятельств. Во-первых, европейцы никак не собирались строить новые газопроводы. Даже для того, чтобы просто сделать заявление о необходимости их строить, Европейской комиссии необходимо согласовывать этот вопрос где-то год, а то и 1,5-2 года. Так что «поспешить» не получится. Во-вторых, когда он угрожает переключиться на другие рынки – у него просто нет этих рынков. «Газпром» чрезвычайно зависит от Европы. «Газпром» не в состоянии перебросить эти объемы газа на другие рынки в сжиженном состоянии, нет таких заводов в России, и даже проектов заводов, которые могли бы сжижать газ в таких объемах, нет. Газ в Китай пойдет далеко не в тех объемах, о которых говорит «Газпром». Дай бог, если к 2030 году по трубопроводу «Сила Сибири» китайцы получат 30 миллиардов кубометров, а в Западную Европу «Газпром» в прошлом году продал 138 миллиардов кубометров своего собственного газа, не считая спекулятивного, купленного у других производителей и перепроданного. Другие рынки не могут заменить «Газпрому» Европу, и то, что говорит Миллер – это очень неумный и даже смешной блеф.
– Российским властям не привыкать делать себе плохо, чтобы насолить врагу, каким сейчас воспринимается и подается публике Евросоюз. Что, если «Газпром» все равно перекроет поставки газа через Украину? Насколько такой сценарий критичен для Европы?
– Такие действия «Газпрома» можно предвидеть, они совершенно не исключены. Политика «назло маме уши отморожу» в действиях этой компании проявляется постоянно. «Газпром» сознательно уничтожил свою рыночную нишу на Украине, ведет с другими потребителями тоже, мягко говоря, не коммерческие переговоры и отношения, превращая собственную компанию в политическое оружие. Поэтому такая позиция российских властей не исключена: «дайте я наврежу своему главному национальному достоянию, но зато Европе будет плохо». Европа в прошлом году провела очень интересное исследование, тест на случай полного прекращения поставок газа через Украину и на случай полного прекращения поставок газа из России вообще. Выяснилось, что большинство европейских стран без российского газа могут прекрасно обойтись. За исключением очень немногих стран, где российского газа не так уж много и получают. В основном, это страны Балканского полуострова, от Хорватии до Македонии и Болгарии. Возможно, возникнут трудности у Латвии, Литвы и Эстонии. Но если говорить в целом, стратегически, то Европа через какое-то время сможет стать независимой от «Газпрома», а вот «Газпром» независимым от Европы стать не может. Безумные заявления Миллера я могу объяснить только каким-то отчаяньем.
– В таком случае, будет ли вообще «Газпром» реализовывать проект «Турецкий поток»?
– Давайте не говорить об этой затее как о проекте. Это идея, которая была высказана, чтобы сохранить лицо, когда пришлось объявлять о провале проекта «Южный поток». Турция согласилась подписать меморандум о взаимопонимании, где фактически говорится: «Хорошо, мы согласны с вами когда-нибудь сесть за стол переговоров и на эту тему поговорить». И все. Проекта не существует. Для того чтобы с этим согласиться, турки еще потребуют у России гигантских компенсаций. Они уже за этот меморандум получили от «Газпрома» скидку на газ в размере 6 процентов, а для того, чтобы просто начать переговоры, они требуют 16-17 процентов. И потом, турки – очень-очень капризный партнер. Неизвестно еще, захотят ли они сотрудничать с «Газпромом» в строительстве этой очень странной трубы. Они уже как-то кинули «Газпром» на строительстве «Голубого потока» – не стали брать столько газа, сколько обещали, постоянно требуют скидок по цене и так далее. То есть, с Турцией вести коммерческие дела, может быть, даже труднее, чем с Украиной.
– То есть получается, что «Газпром» за 6-процентную скидку, а это большие деньги, купил себе всего лишь пиар, причем рассчитанный на внутреннюю аудиторию, потому что ЕС понимает, что на самом деле никакого проекта трубы в Турцию пока нет?
– Да, купил всего-навсего бумажку, меморандум, ни к чему не обязывающий ни одну из сторон. «Мы сядем и когда-нибудь поговорим на эту тему» – вот и все, что купил «Газпром» за эти 6 процентов.
– Если подводить итог: слова Миллера в адрес ЕС «срочно стройте трубу до Турции, иначе через 2 года останетесь без нашего газа» – ни на чем не основанный блеф, и Европа даже в случае реализации «Газпромом» своих угроз не замерзнет, получается так?
– Гарантировать себя от такого нажима в виде прекращения поставок Европа сможет где-то года через два, построив интерконнекторы через границы некоторых государств и в законодательном порядке добившись солидарных акций в случае кризиса с поставками газа. То есть, если, как в 2009 году, Болгария будет замерзать из-за того, что «Газпром» перестал через Украину прокачивать газ, то другие страны в этой ситуации должны прийти ей на выручку и поставлять ей газ через эти трансграничные интерконнекторы.
– Предположим, что все это так, интерконнекторы построены и работают, но хватит ли у Европы газа, чтобы одни страны могли делиться с другими, если поставок из России не будет?
– Я думаю, что в очень близком будущем, года через два – должно хватить. Тем более что у Европы сейчас очень много незадействованных мощностей по приему сжиженного газа. Его на рынке становится все больше и больше, а цены на него все меньше и меньше, – считает партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Россия заговорила о проекте трубопровода в Турцию после того, как окончательно был прекращен проект «Южный поток»: требование «Газпрома» сохранить в своей собственности трубопровод оказалось несовместимо с «Третьим энергопакетом ЕС» – принятыми на общеевропейском уровне правилами, согласно которым поставщик газа не может одновременно являться и владельцем трубы по его доставке. В четверг Европейский парламент на заседании в Страсбурге принял резолюцию, в которой Европейскому энергетическому сообществу предлагается «разработать программы сотрудничества с Украиной, а также с Южным Кавказом, Центральной Азией, Ближним Востоком и Средиземноморьем, направленные на взаимосвязанность между ЕС, другими странами Европы и их соседями. В резолюции указывается на необходимость повышения энергетической безопасности ЕС и снижения энергетической зависимости от России». В то же время в документе отмечается, что на сегодняшний день стабильные поставки газа на Украину по-прежнему имеют «важное значение для обеспечения энергетической безопасности государств – членов ЕС». 16 июня 2014-го года Россия прекратила поставлять газ Украине из-за долгов, урегулировать этот вопрос удалось лишь в октябре после долгих переговоров с участием ЕС. Впрочем, транзитные поставки газа из России в Европу этим конфликтом затронуты практически не были. www.svoboda.org/content/article/26795456.html
Тань… Он этого не говорил. :)
«Нефть России», 16.01.15, Москва, 14:43 Заявления Алексея Милллера о том, что Евросоюзу следует поторопиться со строительством продолжения «Турецкого потока», сочетают в себе здоровую предусмотрительность с откровенным шантажом, считает Андрей Гурков, экономический обозреватель DW.
Видимо, совсем без ритуальных угроз в адрес Евросоюза, своего самого важного зарубежного клиента, высшие руководители «Газпрома» в нынешние времена ну никак не могут обойтись. Вот они и продолжают выступать в стилистике «на лицо ужасные, добрые внутри». Ведь на самом деле они серьезно озабочены дальнейшей судьбой сотрудничества с ЕС, обеспечивающего российскому государственному концерну львиную долю его валютной выручки. Эту озабоченность глава компании Алексей Миллер и попытался 14 января донести в Москве до своего гостя, заместителя председателя Еврокомиссии Мароша Шефчовича. Правда, в весьма своеобразной форме: шантажируя и блефуя.
Причина беспокойства — судьба нового газопровода «Турецкий поток». Внезапное решение строить его взамен «Южному потоку» Владимир Путин принял 1 декабря 2014 года во время визита в Анкару. «Газпрому» из Кремля дана сугубо политическая установка: ориентировочно к 2020 году пустить через Турцию весь тот российский газ, который сейчас идет в Восточную и Центральную Европу транзитом через Украину, и доставлять его к некоему «пункту сдачи» на границе Турции и Греции.
Проблема только в том, что в тех краях у европейцев нет инфраструктуры для приема порядка 50 миллиардов кубометров газа. Таким образом, «Газпром» рискует проложить гигантскую трубу в никуда.
Чтобы этого не произошло, теперь задачей «наших европейских партнеров», в ультимативной форме заявил Алексей Миллер, «является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции». На это у европейцев, подчеркнул глава «Газпрома», максимум несколько лет: «Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки, работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должна быть начата прямо сегодня».
Ну, а что будет, если европейцы вдруг не послушаются этих указаний из Москвы? «В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках», — пригрозил Алексей Миллер. Иными словами, он публично допустил сокращение поставок в Европу сразу на треть. Если бы кто-нибудь всерьез воспринял это заявление главы «Газпрома», это стало бы сенсацией дня!
Однако все прекрасно понимают, что Алексей Борисович блефует, причем уже далеко не первый раз. На какие такие другие рынки Россия поставит 50 миллиардов кубометров из пункта сдачи на границе Турции и Греции? Или речь опять идет о мифологизированном китайском рынке, который якобы готов принять (по не существующим пока газопроводам) любые объемы российского газа? Но тогда зачем вообще прокладывать очень дорогой «Турецкий поток»? Или его сначала построят, а потом 50 миллиардов кубов назло европейцам пустят в Китай?
Нет, «Газпром» не может позволить себе разбрасываться такими клиентами, как Евросоюз. И топ-менеджмент компании этого, несомненно, не хочет. Поэтому Алексей Миллер, на публике демонстративно стуча по столу, одновременно идет на уступки. Так, он донес до гостя весьма важную мысль: «Мы свою стратегию и дальнейшие действия строим, исходя из плана создания в ЕС Энергетического союза».
Тут «Газпром» даже бежит впереди паровоза, поскольку в самом ЕС пока еще нет окончательно сформировавшейся точки зрения на такой союз. Однако Москва уже сигнализирует, что согласна отказаться от своей прежней стратегии прописывать в контрактах с отдельными странами различные цены и впредь готова иметь дело с единым покупателем. Марошу Шефчовичу заявление Миллера должно было особенно понравиться, ведь в Брюсселе за Энергетический союз отвечает именно он.
Тем не менее новый европейский переговорщик по энергетике сделал после своего первого визита в Москву куда более жесткие заявления, чем от него там, видимо, ожидали. Марош Шефчович вовсе не отрапортовал о готовности европейцев срочно начать прокладывать газопроводы именно к той точке «на границе Турции и Греции», на которую укажет «Газпром».
Более того, зампред Еврокомиссии вообще выразил сомнения в экономической целесообразности затеи с «Турецким потоком» и поставок газа с самого юго-востока континента: «Возникает вопрос, что должны делать дальше страны Центральной Европы. Надо посмотреть, может быть, мы можем найти какое-либо лучшее решение, экономически более обоснованное».
Так что риск того, что «Газпром» по указанию Кремля в спешке проложит трубу в никуда, после нынешних переговоров в Москве заметно возрос. Выход из создавшегося положения удастся найти только сообща. Марош Шефчович сообщил, что поиском решения займется создаваемая в ЕС рабочая группа на высоком уровне из представителей стран Юго-Восточной Европы, и пригласил к работе в ней министра энергетики России Александра Новака. Создается впечатление, что реальная судьба проекта «Турецкий поток» отныне зависит именно от этой группы покупателей российского газа.
www.oilru.com/news/445087/
Газпром, безусловно, жемчужина российской экономики. России больше будет пользы, если компания перестанет заниматься политикой, а начнет заниматься коммерцией.