Sigizmynd
Sigizmynd Блог компании ДОХОДЪ
20 ноября 2014, 13:39

Рост цен на бензин в России: противоречия Адаму Смиту нет

В 2014 году в России наблюдается, на первый взгляд, удивительный процесс. С одной стороны, мировые цены на нефть неуклонно демонстрируют снижение, в результате которого стоимость барреля марки Urals  опустилась с 109$ до 78$, что является минимумом за четырёхлетний период. С другой стороны, внутренние цены на бензин, наоборот, растут. Розничная цена на топливо марки АИ-95 в ноябре в среднем по России достигла 35,8 рубля, тогда как в начале года она не превышала 32,5 рублей.
 Подобное расхождение вызывает ряд предположений по поводу наличия картельного сговора на рынке, а также влияния налогов, акцизов и таможенных пошлин. Однако, на наш взгляд, основной причиной  роста стоимости бензина является привязка цены на нефть внутри России к мировой, а, следовательно, повышение имеет под собой чисто рыночные механизмы.   
  Мировая цена на нефть для российской компании
 
Представим российскую компанию, производящую и поставляющую нефть на российский международный рынки. В начале 2014 года она может экспортировать её заграницу по стоимости 109$ за баррель, а внутри страны продавать  приблизительно по 3590 рублей (при курсе 32,9 руб. за 1 доллар). Предположим, что цена на внутреннем рынке по каким-либо причинам не меняется. В течение года стоимость нефти падает до 78$, а курс национальной валюты опускается до 47,4 рублей за доллар. В таком случае российская компания имеет выбор между поставкой на мировой рынок по цене почти в 3700 рублей и на внутренний по сохранившейся цене в 3590 рублей. Стремящаяся максимизировать прибыль фирма полностью переориентируется на внешний спрос, что приведет к дефициту на отечественном рынке. Поэтому в условиях отсутствия ограничений на экспорт и импорт, рыночные механизмы ведут к естественному повышению стоимости нефти в России, не допуская сокращения предложения и возможности получения арбитражной прибыли. 
Рост цен на бензин в России: противоречия Адаму Смиту нет
Сговора нет
 
Другими словами, текущее увеличение стоимости бензина не является результатом какого-либо сговора или повышения налоговой нагрузки, а представляет собой следствие  чрезмерной девальвации рубля. С начала года российская валюта потеряла 44% относительно доллара, тогда как баррель нефти марки Urals — всего 27%. Такое сильное ослабление было обеспечено не только снижением экспорта, но и ускорением оттока капитала после ввода санкций во второй половине 2014 года, поэтому политический фактор удорожания пусть косвенно, но присутствует.
 Анализ даёт простой ответ на вопрос, что необходимо, чтобы цена на бензин пошла вниз — для этого рубль относительно доллара должен падать хотя бы медленнее, чем падает нефть. Подобный процесс мы могли наблюдать в конце 2008 года, во многом благодаря политике Центрального банка, который интервенциями пытался сдерживать ослабление российской валюты. В начале 2009 года регулятор отказался от таких мер, рубль начал падение, а стоимость бензина вновь пошла вверх. 
Рост цен на бензин в России: противоречия Адаму Смиту нет
Россия не единственная страна, где стоимость бензина растёт
 
Найти пример увеличения стоимости бензина на внутреннем рынке в 2014 году достаточно сложно, потому что девальвацию национальной валюты сильнее падения нефти испытало крайне небольшое количество стран с относительно рыночным ценообразованием на внутреннем рынке топлива. Одной из них стала Украина, которая в результате падения гривны на 88% имеет удорожание бензина почти на  60%.

Рост цен на бензин в России: противоречия Адаму Смиту нет
Показать, как динамика национальной валюты влияет на внутреннюю стоимость бензина, можно на примере Аргентины, которая даже имеет возможность не импортировать нефть. При девальвации на 32% внутренняя цена за литр бензина выросла с 11,4 до 12,6 аргентинских песо или на 10%.
Рост цен на бензин в России: противоречия Адаму Смиту нет 
Вините санкции
 
Рост цен на бензин в России не является следствием картельного сговора, и в ближайшее время такой фактор вряд ли повлияет на него. Даже в современном виде рынок является одним из самых конкурентных среди  отраслей российской экономики, где при наличии явного лидера (Роснефти) существуют не только государственные, но и частные компании-конкуренты (например, Лукойл и до недавнего времени Башнефть). Не являются главной причиной и налоги, которые будут повышены только в следующем году, добавив дополнительные 1-2 рубля к стоимости бензина. Как мы показали выше, основным фактором её текущего изменения являются рыночные механизмы, которые через рост цен не позволяют возникнуть дефициту и приводят в равновесие предложение компаний на международном и внутреннем рынках.  

 
3 Комментария
  • ICEDONE
    20 ноября 2014, 13:55
    все дело в том что у нас мало заводов по производству продукта, а мало их потому что выгоднее гнать нефть неочищенную за границу. При чем тут курс рубля непонятно, ведь при курсе который был ситуация не менялась. Было бы предложение на рынке бензина была бы и конкуренция. А так все регионы еще в добавок поделили.
  • alex
    20 ноября 2014, 14:10
    На самом деле в мире избыток предложений по бензину и дизтопливу. Нет своих НПЗ — пожалуйста, халява с Запада. На Западе в цене на бензин/дизель огромнейший государственный налог. Скорее всего и в России гос-во берет свой процент, особенно с того, что пользуется спросом.
  • alex
    20 ноября 2014, 14:46
    Олесь Филоненко, не соглашусь.
    Во-первых, качество топлива на Западе выше.
    Во-вторых, себестоимость переработки нефти за счет автоматизации и развитых технологий ниже чем в РФ.
    В-третьих, никто не даст продавать российский бензин по ценам российский автоколонок )) влепят тот же акциз, что и для местного производителя.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн