Нидерланды пересматривают тесные отношения с Россией в области энергетики, пишет Reuters. На фоне геополитического конфликта, разгоревшегося в этом году, страна больше не хочет вести бизнес с Россией в прежних масштабах.
Долгие годы голландские власти последовательно наращивали политические и экономические связи с Москвой, которая стала ведущим поставщиком топлива для страны. В прошлом году импорт топлива из РФ вырос до $19 млрд, при том, что еще в 1995 г. показатель составлял всего $730 млн.
Более того, в 2013 г. Нидерланды были крупнейшим направлением для российского экспорта с объемом 29 млрд евро, из них 8 млрд приходилось на торговлю нефтью и газом, приводит Reuters данные Eurostat и голландского статведомства.
Наложенные на Россию торговые санкции ЕС в ответ на события на Украине запрещают продажу технологий для нефтегазовой отрасли, затрагивая голландские компании, однако не запрещают поставки энергоносителей. Тем не менее существуют опасения, что расширение торгового конфликта может отразиться и на поставках энергоресурсов.
Дело осложняется еще и тем, что в крушении «Боинга» малайзийских авиалиний погибло много граждан Нидерландов, а поскольку Европа видит в этой катастрофе определенную вину России, то и на взаимоотношениях двух стран это сказывается.
«Вы видите, что с момента крушения самолета все совершенно изменилось, — сказала в интервью Reuters Луиз ван Шаик из Нидерландского института международных отношений. „Нидерландам надо будет тщательно подумать о будущих отношениях с Россией в энергетике“, — добавила она.
Хотя правительство и не обсуждает в открытую энергополитику в свете авиакатастрофы, за закрытыми дверями активно идут совещания, говорит Ван Шаик.
»Политика с опорой на российский импорт, очевидно, будет пересмотрена. Они будут добиваться поставок из Норвегии или американского сланцевого газа, но потребуется время, чтобы изменить направление и построить новую инфраструктуру", — сказала она.
Газ
Голландское правительство не выступило с жесткими обвинениями в адрес Москвы, однако общественное мнение после аварии быстро стало антироссийским. Так, июльский соцопрос показал, что почти 4% населения Нидерландов знали кого-то из пассажиров разбившегося самолета. Более трети респондентов уверены, что самолет был сбит ополченцами и вина лежит на России.
Сменилась после катастрофы и тональность высказываний политиков: премьер-министр Марк Рютте пригрозил Москве, с которой он прежде охотно обсуждал деловые вопросы.
Всего несколько месяцев назад Рютте охарактеризовал отношения с РФ как «отличные» и заявил, что предпочитает риторике санкций «рассудительный» диалог.
В отношениях с Россией правительство Нидерландов отводило ей роль важного торгового партнера и активно продвигало российские инвестиции у себя на родине.
Голландцы, широко использующие газ в ЖКХ и электрогенерации, на сегодня являются крупнейшим производителем и экспортером «голубого топлива» в Европе, но поставки начнут сокращаться в 2025 г., и скоро страна станет нетто-импортером.
С учетом этого голландская госкомпания GasUnie, прокачивающая российский газ через свою европейскую сеть, инвестировала до 650 млн евро в газопровод «Северный поток», по которому газ с российских месторождений поступает на европейский рынок.
Объявленный в прошлом году план расширения «Северного потока» совместно с российским монополистом «Газпромом» «сейчас в состоянии ожидания» и в ближайшем будущем едва ли будет пересмотрен, говорится в отправленном Reuters заявлении голландского министерства торговли.
«В свете нынешних разногласий сейчас удобное время, чтобы приостановить проект, хотя никто не скажет этого на публике», — сказал голландский чиновник.
www.vestifinance.ru/articles/45984