Автор:
Leonid Bershidsky
Аргентина переживает то, что можно назвать «дефолтом Шрёдингера». Она одновременно погасила свои долги — и не погасила. Ситуация настолько абсурдная, что вполне может привести к новому витку попыток наладить международный механизм суверенного банкротства. Однако предыдущие попытки сделать это провалились по уважительным причинам.
Суверенный долг фактически невозможно взыскать. Если государство не соблаговолит его уплатить, то все, что может сделать кредитор — это (попытаться) снизить будущие издержки. Кредитор не может предъявить права на страну или на ее активы.
Кредиторы Аргентины, которые отказались принимать участие в долговой реструктуризации после дефолта в 2001 году, сумели создать массу неловких ситуаций для правительства президента Кристины Киршнер – начиная от попыток арестовать президентский самолет и военный корабль и заканчивая нынешней заморозкой выплат другим, менее строптивым кредиторам. Однако они ничего не достигли — 13 лет деньги тратились на погоню, которая в результате вряд ли принесет столько же денег, сколько получили те, кто принял участие в реструктуризации. «Не самая привлекательная бизнес-модель», – как отметила в своей прошлогодней статье о суверенном банкротстве профессор права Анна Гельперн из университета Джорджтауна. «Остаточной силы суверенного иммунитета достаточно, чтобы удерживать от подобной неуступчивости и особенно от взыскания через суд».
Это единственный случай, когда держатели кредитов стали такой крупной проблемой. Как отмечается в обзоре МВФ за 2013 год по реструктуризации суверенных долгов, с 2005 года в большинстве из этих государств (Белиз, Гренада, Ямайка, Сент-Китс и Невис) доля участия кредиторов превысила 90%. Несмотря на 70% потери среди кредиторов Греции — их доля участия составила 97%.
То, что с правительствами настолько сложно и дорого бороться, заставляет их чувствовать свою безнаказанность. Власти сегодня не слишком отличаются от, например, короля Испании Фердинанда VII, который был восстановлен на троне в 1823 году, после чего отказался платить по «одиозным» долгам предыдущего конституционного правительства, или от большевиков, которые после 1917 отказались платить по долгам царской России. Так или иначе доступ к финансовым рынкам появился и у Испании, и у Советского Союза. Появится он и у всех современных правительств, включая Аргентину.
Даже если власти Аргентины в результате заключат сделку с кредиторами, что представляется весьма маловероятным, учитывая дурные взаимоотношения, или же кредиторы продадут свои облигации другим инвесторам, чтобы положить конец кризису, вряд ли инвесторы захотят в будущем повторить этот изматывающий и дорогостоящий опыт.
Любой механизм суверенного банкротства должен будет включать способ получения денег от правительственных активов, как это происходит в случае корпоративного банкротства. Как указывает Гельперн:
«Компромиссом в данном случае могло бы стать более безопасное кредитование — на базе модели муниципальных облигаций или варианта, по которому США финансировало Мексику в 1995 с обеспечением нефтью. Власти государства, возможно, посчитали бы сделку более привлекательной, если бы она обеспечивала лучшую защиту их имуществу — например, военным кораблям и президентским самолетам, сторонним финансовым потокам, расчетно-клиринговым системам. И если бы эта сделка оставляла возможность выхода».
Но — зачем правительствам соглашаться на такое нарушение их суверенитета? Возможность начать все сначала, конечно, очень соблазнительно выглядит, но вот отдавать что-либо взамен хочется не очень.
Если бы механизм суверенного банкротства был разработан под эгидой МВФ, то в качестве стимула могло бы послужить экстренное финансирование от фонда. Но в случае крупных развивающихся экономик, где, как в Европе, создается собственная база кризисной поддержки, возникнут, скорее всего, целые правительства-неплательщики. В любом случае, цитируя Гельперн, «в этих границах произвести реструктуризацию — это серьезный политический вызов. Или же несбыточная мечта».
Возможно, что реального и простого способа справляться с суверенным дефолтом попросту не существует. Caveat emptor («риск покупателя») в данном случае должен проверяться простым правилом относительно правительственного долга. Долги правительства рискованнее корпоративных. Корпоративные долги управляются с помощью прозрачных и применимых законов и возникают у компаний, чья цель — максимизировать выручку, а не достичь политических выгод, чаще всего призрачных.
bloombergview.com