Краткая история биржи: от средневековья до мировых войн
Сейчас в мире насчитывается более 200 фондовых бирж. Рыночная капитализация (т.е. суммарная стоимость всех размещенных на ней ценных бумаг) крупнейшей из них, Нью-Йоркской, на 2013 год составляла 16,613 трлн. долларов. На эти деньги можно купить 400 тысяч тонн золота или, скажем, запустить на Марс 6 с половиной тысяч марсоходов.
На эволюцию биржи влияла политика и экономика, прогресс и новые финансовые инструменты, так что с каждым десятилетием она усложнялась и развивалась, как живой организм.
А началось все с ярмарок.
Средневековье. Ярмарки
В Средневековье внутренняя торговля между городами идет ни шатко ни валко: плохие (и небезопасные) дороги, отсутствие налаженных путей сообщения, низкий спрос на товары. Рентабельны только сезонные встречи на местных рынках или доставка редких и дорогих товаров из дальних стран. Так или иначе, это побуждает людей к сотрудничеству и кооперации. Караваны лучше водить группами; встречаться на пересечении караванных торговых путей — тоже.
В XI-XII веке в Англии, Германии, Франции и Италии появляются первые ярмарки. С развитием торговли их значение возрастает, они становятся связующим звеном и организационным центром как для внутренней, так и для внешней торговли — ну и приносят выгоды местным феодалам.
На ярмарках будут испытываться средства, которые сделают удобней жизнь продавцов и покупателей. Какие?
Выдача ссуд и первых кредитов. Расплата по безналичному расчету — сначала это были доверенные письма, потом превратившиеся в векселя.
Справа — изображение ярмарки, около 1400 года
Длившиеся вначале по паре месяцев, ярмарки становятся круглогодичными — скажем, в XIII веке ярмарки Шампани и Бри длились по два месяца шесть раз в году.
У каждой ярмарки была специализация: в Англию ехали за грубым сукном, шерстью, углем, оловом, в Данию — за сельдью, в Италию — за восточными товарами. Идея специализация (на современный лад) сохраняется не только на биржах, но и на следующем уровне — на фондовых рынках. Скажем, американский внебиржевой рынок NASDAQ специализируется на акциях высокотехнологичных компаний. Но я забегаю вперед.
Средневековье. Биржа в Брюгге
С XI в. выделяются южный и северный центры мировой торговли. Южный — в Средиземноморье, прежде всего это Генуя и Венеция. Северный — страны Балтийского и Северного моря, прежде всего — в Брюгге.
В конце XIII-XIV вв. это был богатый город, известный своим сукном и деловой активностью. Само происхождение слова «биржа» (голл. beurs, нем. Börse) отсылает нас к латинскому bursa — кожаный мешок, кошелек. А оно связано с гербом уважаемого купеческого семейства ван дер Бурсе (van der Burse), жившего как раз в Брюгге. Перед их домом, на площади, обсуждали дела и заключали сделки. Площадь перед домом Бурсе в Брюгге — и есть первая биржа.
Для решения дел нужно было встретиться лично, а значит нужны были места для встреч. Чаще всего это были площади или едальные заведения — трактиры, кофейни. Словом, востребованный тренд «третьего места», коворкинга, выдумали не так уж недавно. Но чем активнее шла торговля, тем больше было участников. Им надоедало ютиться по углам, заинтересованные сбрасывались и строили себе свое собственное здание. Так построили, например, лондонскую фондовую биржу.
Раннее Новое время. Торговые города и взлет империй
В начале нового времени итальянцы из Генуи и Венеции, богатевшие на торговле пряностями с востока, перехватывают у севера пальму первенства. Там изобретается многое, без чего биржу представить нельзя. Генуэзцы с 1340-х были знакомы с принципом двойной бухгалтерии, первые банкиры, флорентийцы Медичи, расширяли дело, открывая филиалы в Женеве, Лондоне и Авиньоне. Вместе с ростом прибыли росло и политическое влияние — с 1430-х году семья Медичи взяла Флоренцию под свой контроль. Со средневековья была известна идея банкротства.
Вверху — дворец Медичи во Флоренции
В начале XVI века тон задавали Испания и Португалия, наладившие собственную торговлю с Индией, Америкой, центральной и южной Африкой. Но, как известно, испанская экономика захлебнулась потоками серебра конкистадоров, спровоцировав экономический кризис и инфляцию.
XVI век. Нидерланды и Англия
К концу XVI века лидерство за Нидерландами и Англией. В Антверпене — крупнейшем городе Нидерландов того времени — биржа начала работу в 1469, в 1531 открылось официальное здание. Особенностью ее стала торговля по образцу: товар может не присутствовать при сделке. Можно было посмотреть на кусок шелка, подписать договор, а потом уже получить весь груз целиком. Товар приобретал условное обозначение.
В условиях эпохи Великих Географических открытий объемы торгов росли как на дрожжах. Торговали всем: золотом, серебром, лесом, сукном — и долговыми обязательствами.
В 1585 году в ходе войны за независимость от Испании Антверпен пал. Сейчас Антверпен — столица алмазных бирж, но тогда он потерял свой статус, и центр торговли переместился в Амстердам.
XVII век. Амстердам. Голландская Ост-Индская компания
Именно в Амстердаме родилась первая фондовая биржа, т.е. организованное место для торговли ценными бумагами, в первую очередь, векселями, акциями и облигациями. Последними мы обязаны все тем же итальянцам, а векселя, как мы помним, уже давно в ходу.
В 1602 году в Амстердаме было создано первое акционерное общество — Голландская Ост-Индская торговая компания. Амстердамские купцы тоже хотели получить кусок от индийского пирога и снаряжали свои корабли. Это было рискованно, но прибыль при благополучном исходе была высока, так что плавания продолжались и конкуренция росла. Пока, наконец, Генеральные штаты Нидерландов не повлияли на объединение нескольких маленьких компаний в одну большую. Вложиться в предприятие мог любой гражданин, капитал компании и размер взноса не были ограничены. Таким образом, большое количество людей стало обладателями долей (голл. actien) в компании — в начале было собрано 6,45 миллиона гульденов, хотя акция стоила всего по 3 гульдена штука.
Вверху — облигация Голландской Ост-Индской компании, 1623 год
У компании были свои управляющие — несколько десятков крупных вкладчиков и своего рода совет директоров, “Семнадцать господ”. По уставу компания должна была просуществовать 21 год. Вкладчики могли забрать свои деньги через 10 лет, выплаты за акции должны были проводиться во определенный период — но не гарантировались. Все зависело от того, как пойдет торговля. К 1610-м годам выяснилось, что
дивиденды будут выплачены пряностями, компания ликвидирована не будет, а желающие получить деньги могут это сделать одним путем — продав свои доли. Но где?
XVII век. Амстердам. Фондовый рынок
На фондовом рынке — вторичном рынке для купли-продажи ценных бумаг. В 1608 году было возведено здание Амстердамской фондовой биржи (до этого, конечно, в городе уже существовала биржа, но товарная). В 1609 году — учрежден Амстердамский обменный банк. Таким образом сошлись три составляющие: компания выпускала акции, акции торговались на бирже, банки отвечали за денежное сопровождение — например, можно было взять кредит на покупку акций.
Постепенно Ост-Индская компания вышла в плюс, вкладчикам раздали причитающиеся им деньги (в 1632 г. дивиденд составил 12,5% годовых, к 1650-му — 27%). Успех, правда, достигался не только финансовыми решениями и невиданным расширением зоны охвата, но и войнами против конкурентов на индийских территориях. Компания удерживала свои позиции на рынке около ста лет.
А что на происходило на фондовой бирже? Помимо уже упомянутых новых методов работы с ценными бумагами, в условиях отсутствия свода правил и контроля за деятельностью участников расцвела спекуляция и искусственно надуваемые биржевые пузыри.
XVII век. Тюльпаномания в Голландии
Мода на привезенные из Константинополя тюльпаны вызвала небывалый ажиотаж, пик которого пришелся на 1634-1637 гг. Рынок подхватил тренд, и скоро за одну луковицу редкого сорта можно получить целый дом или акры земли. Все бросились покупать и продавать, под будущие барыши брались кредиты и закладывалось имущество. Для совершения сделок использовалось то, что потом развилось во фьючерсные контракты и опционы. Фьючерсные контракты предполагают оплату за поставку товара в будущем, а опционы дают право на покупку/продажу товара (луковиц в нашем случае) в определенный срок по заранее оговоренной цене. Разумеется, все эти договоренности тоже были предметом торговли. В условиях высочайшего спроса и нерегулируемого рынка велась, по сути, торговля воздухом. А потом предложение превысило спрос, цены резко упали и рынок рухнул, оставив тысячи разорившихся.
Внизу — Луковица этого тюльпана стоила от 3 до 4,3 тысяч флоринов. Каталог 1638 года
(В рамках “Пороха и хлеба” в Фантаврии сейчас происходит первый период тюльпаномании: луковицы растут в цене, коллекционеры делают состояния и никто пока не догадывается, что это может повлечь серьезные проблемы).
XVIII век. Миссисипская компания Джона Ло
1717-1720 гг… Выходец из Шотландии, унесший ноги от приговора за убийство, азартный игрок как на бирже, так и в игорных домах, Ло, начав с учреждения частного банка и дойдя до поста министра финансов, перекроил финансовую систему Франции. Он наводнил ее необеспеченными бумажными деньгами и консолидировал в своих руках управление государственным долгом, сбором налогов, королевским монетным двором и монополией на международную торговлю. Заодно он выпустил первые во французской истории бумажные деньги (справа — одна из таких банкнот 1718 года). Его компания при поддержке властей осуществляла один выпуск акций за другими, подогревая интерес публики рассказами о небывалых торговых успехах в Америке. И снова истерия на рынке, сотни людей в очередях перед офисом Джона Ло, цены на акции бьют все рекорды — до тех пор, пока инвесторы не пожелали превратить свою прибыль на бумаге в тяжелую монету. Вы уже догадались, что произошло дальше. Более того: из-за тотальной неразберихи в финансовой системе и противоречивым и поспешным указам властей крах получился оглушительным. Он отбросил финансовое развитие страны назад и, в конечном итоге, приблизил Французскую революцию.
XVIII век. Компания Южных морей
1711-1720. Суть та же, что и у Джона Ло: была основана акционерная компания для торговли с Южной Америкой, однако ее учредители получали выгоду от спекулятивной игры на бирже с помощью выпуска новых акций. Но в отличии от Ло, у них не было столь широкой государственной поддержки. Пример заразителен, и множество вновь созданных акционерных обществ рванули на рынок за капиталом. За этим последовал принятый «Акт о мыльных пузырях», обязывающий новые компании регистрироваться и заниматься деятельностью согласно своему уставу. А потом снова — желание вкладчиков получить реальные деньги, которых не было, снижение цен, обвал рынка. Он не был таким крупным как во Франции, но тоже доставил много огорчений как простым вкладчикам (например, Исааку Ньютону и Джонатану Свифту), так и королевским особам.
(В рамках “Пороха и хлеба” аналогичную деятельность “Компании южных земель” можно найти в Священном царстве и Одзонге, но и там пока еще кризис только нарастает).
XVIII век. Лондон. Клиринг и облигации. Брокеры
Королевская биржа в Лондоне (The Royal Exchange) была основана еще в 1565 году и около ста лет лет оставалась товарной. В 1695 туда пришли торговцы акциями и облигациями, а в 1699 их оттуда выгнали за непристойное поведение: очень шумели. Не расстроившись, те переместились в уже упоминавшиеся кофейни. Именно там появилась новая процедура — клиринг, когда покупатель и продавец договариваются о взаимном расчете: ты мне продал 1000 чайников за 100 гиней, я тебе 500 утюгов тоже за 100 гиней — никто никому ничего не должен. Оттуда же, по одной из версии, к нам пришли «быки» и «медведи» — стратегии игры на бирже, о которых в следующем тексте. По другой, впрочем, битвы между ними происходили уже в Амстердаме.
В XVIII-XIX веках рынком правят облигации — государственные займы для привлечения средств от большого количества инвесторов (а не только банков): скинемся все на благо родины, а потом за это нам перепадет часть общих доходов. На развитие финансовых инструментов влияют не только желание получить прибыль от торговли, но и войны. Англия была надежным должником, имела хорошую кредитную историю, как принято сейчас говорить. Но сила английской фондовой биржи была не только в этом.
После всех этих историй с пузырями возникла настоятельная потребность в введении четких правил. Отныне торговать на бирже мог не любой участник, заплативший взнос, а только зарегистрированные агенты — брокеры, применялась сбалансированная правовая система между владельцами и управляющими биржи и ее участниками.
В XVIII веке, при Петре I, начинается биржевая торговля и в России — но рост популярности придется на 19 век.
XIX век. Нью-Йорк
В то же время, как одних англичан изгоняют из Королевской биржи, на другом континенте другие англичане ломают оборонительную стену в Нью-Йорке. На ее месте осталась улица, Wall Street.
Уже после Войны за независимость, в 1792 году, группа деловых людей заключила «Платановое соглашение» (Buttonwood Agreement) под деревом платаном, росшим на Уолл-Стрит — там часто собирались торговцы. Это соглашение можно считать точкой отсчета истории Нью-Йоркской фондовой биржи.
Американским участникам рынка нужно было быстро догонять остальной мир, в первую очередь, Англию. Но у них перед глазами были удачные модели развития. Выпуск государственных облигаций послужил основой и для американского фондового рынка: сначала Война за независимость, потом Англо-американская война 1812 года. Да и в Гражданской войне облигации сыграли важную роль.
В 1790 году была основана первая американская фондовая биржа — в Филадельфии. В конкурирующем Нью-Йорке в 1817 году был принят устав биржи, включавший создание конституции и избрание президента. Чем больше становилось участников торгов и реализуемых ценных бумаг, тем больше требовалась упорядоченная система, контроль за ведением сделок и регулирующие правила. Но пока американские рынки были очень свободными, направляемыми только «невидимой рукой рынка»
XIX век. Вложения в прогресс
Основной объект вложения средств и интереса на бирже в XIX веке — акции промышленных, добывающих и железнодорожных компаний. Это была тоже своего рода мания, причем и в Старом, и в Новом свете. Но внутреннее регулирование давало о себе знать и в Америке больших пузырей не случилось — а вот в Европе (в том числе и в России) немало людей потеряло состояния на “железнодорожной лихорадке”. Вообще же, вторая половина XIX — начало ХХ века были золотым периодом американского предпринимательства. Можно было заработать состояния на нефти (Джон Рокфеллер), железных дорогах (Карнелиус Вандербильт), металлах (Эндрю Карнеги сделал состояние на стали), банковской деятельности (Дж. П. Морган), причем добивались этого самыми разными методами.
Американские биржи стали проводить в жизнь свои нововведения: торговать ценными бумагами могли только брокеры, имеющие «место». Оно было пожизненным и ограниченно — в Нью-Йорке, скажем, в 1868 их было 588. Впрочем, им можно было торговать.
Кроме того были запрещены тайные выпуски новых акций (до того — обычное дело), введена процедура листинга — то есть включения акций (ценных бумаг) в список торгуемых на бирже, компании обязали предоставлять финансовую отчетность. Брокерство превращалось в профессию, а сами брокеры торговали все больше не для себя, а для клиентов.
Внизу — Нью-Йоркская биржа во время Паники 1907 года
XX век. На волне мировой войны
В начале XX века рынки были на подъеме. Этому способствовали технологические прорывы, особенно в средствах связи, налаженные торговые пути, отсутствие жесткой таможенной политики. Рос объем товарооборота и его скорость. Капитал свободно перемещался между странами, число бирж росло.
Во время войны торговля на фондовых рынках шла в основном облигациями, большую роль играли товарные биржи. Условия военного времени потребовали более жесткой регуляции и контроля, государство стало принимать гораздо больше участия в управлении рынком. И после окончания войны откат к прежнему «независимому» положению не произошел.
Пока Европа восстанавливалась, американская экономика, не испытавшая такого удара, росла бурными темпами в «ревущие двадцатые». Вся деловая жизнь сосредоточилась на американских биржах, в первую очередь, Нью-Йоркской, месте притяжения силы. Вспомните исполненного энтузиазмом героя «Великого Гэтсби» и царившую тогда атмосферу. Все считали, что рынок будет только расти, а акции дорожать — истерия росла, вместе со спекуляциями.
Но в 1929 году рынок рухнул. За три года фондовый рынок потерял 89% своей стоимости, т.е. совокупной стоимости всех ценных бумаг. Экономический спад, безработица, инфляция. Все это перекидывалось и на другие страны, потому что рынок становился действительно глобальным.
XX век. Новый курс и закон Гласса-Стиголла
Вслед за этим последовала программа «Нового курса» Ф. Рузвельта, который упрочивал роль государства в экономике. В 1934 году была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, в обязанности которой входила регистрация и проверка всех выпусков ценных бумаг. Она же выдавала регистрацию для работы на бирже. От торгующихся компаний требовалась прозрачность — вся информация должна быть предоставлена инвесторам.
Внизу — Работа Нью-Йоркской фондовой биржи, 1960-е
В 1933 году принят ставший краеугольным камнем в банковском деле Закон Гласса-Стиголла. Ключевые положения его были следующими: коммерческим банкам было запрещено заниматься инвестиционной деятельностью (которую ранее они вели, используя деньги клиентов), компаниям, проводящим операции с ценными бумагами — осуществлять традиционные банковские операции. Была введена практика обязательного страхования вкладов. Таким образом были разделены коммерческий и инвестиционный банк. Все это подрезало крылья рынку, что понравилось одним и не понравилось другим. (Позже, в 80-е, закон Гласса-Стиголла стал восприниматься как преграда расширению рынка. Он был пересмотрен, в чем многие видят причины кризиса 2007-2009 годов).
Заложенные Ф. Рузвельтом принципы работы сформировали ту современную биржу, которую мы видим сейчас. Нью-Йоркским опытом вдохновились и другие страны, после кризиса 1929-1933 годов проведя курс реформ в экономике и, конкретно, в отношении бирж, увеличив присутствие и контроль государства.Далее биржевая торговля усложнялась, питаемая новыми продуктами и методами расчетов и становилась все более специализированной деятельностью, но суть ее оставалась прежней.
Источник