Разве у нас только что не было шатдауна?
Да, был — самый долгий в истории (43 дня). Но сейчас на горизонте может появиться ещё один. Политики снова сцепились — а значит, новый закон о расходах оказался под вопросом.
И если этот законопроект не будет принят на этой неделе, нас снова ждёт шатдаун.
Предыдущий шатдаун в октябре–ноябре прошлого года вызвал масштабные перебои и фактически парализовал рынки активов.
Так что происходит? И что это означает для рынков?
Давайте разбираться.
В последние дни в Конгрессе США усилилось противостояние вокруг финансирования Департамента внутренней безопасности (DHS) после того, как федеральные агенты, включая сотрудников U.S. Immigration and Customs Enforcement (ICE), убили гражданина США в Миннеаполисе во время операции по обеспечению иммиграционных законов.
Это событие вызвало всплеск общественного возмущения и политическую напряжённость: многие сенатские демократы заявили, что будут блокировать законопроект о финансировании DHS, если в нём останется бюджет ICE. Такая позиция значительно усилила риск частичного закрытия правительства, поскольку оставшиеся законопроекты по бюджету должны быть одобрены до конца недели, чтобы избежать шатдауна.
Под угрозой также оказалось финансирование ряда других ведомств — включая Министерство обороны, здравоохранения и социальных служб, труда, финансов и образования — по мере приближения дедлайна 30 января.
Если демократы не отступят, избежать хотя бы частичного шатдауна к субботнему дедлайну будет крайне сложно.
По мнению спекулянтов на Polymarket — очень вероятен.
До инцидента в Миннеаполисе на выходных вероятность шатдауна была относительно низкой.
Но возмущение демократов после случившегося привело к резкому скачку вероятности шатдауна — с менее чем 10% до 80%.
(изображение 1)
Здесь есть нюансы — всё зависит от того, удастся ли отделить финансирование DHS от остального бюджета до дедлайна.
Если это удастся, возможный новый шатдаун, скорее всего, будет намного менее разрушительным, поскольку может затронуть только DHS, тогда как финансирование остальных ведомств, вероятно, будет утверждено.
Если же отделить финансирование не получится, потенциальный шатдаун окажется гораздо более масштабным и, скорее всего, затронет многие другие государственные агентства.
Этот второй сценарий будет иметь широкие негативные последствия.
«Неосновные» федеральные служащие (сотни тысяч человек) с большой вероятностью будут отправлены в вынужденный отпуск (без работы и без зарплаты).
Контракты, гранты и новые проекты будут приостановлены, согласования замедлятся, а очереди и задержки начнут быстро накапливаться.
Возможны задержки в работе Налоговой службы США (IRS) на старте налогового сезона, кредиты Администрации по делам малого бизнеса также будут поставлены на паузу, как и контракты Пентагона.
Кроме того, это с высокой вероятностью приведёт к задержке отчёта по безработице на следующей неделе от Бюро статистики труда и поставит под вопрос публикацию других будущих государственных экономических данных.
За прошедшие годы в США уже было немало шатдаунов правительства.
Традиционно они длятся всего несколько дней и оказывают минимальное влияние на рынки активов.
Базовый сценарий сейчас — возможный новый шатдаун тоже продлится лишь несколько дней. Однако мы только что пережили самый долгий шатдаун в истории, поэтому нельзя исключать и повторения затяжного сценария.
Шатдаун правительства — это тормоз для экономики, и чем дольше он продолжается, тем сильнее становится этот эффект.
По оценкам Goldman Sachs, сделанным перед предыдущим шатдауном, каждая неделя остановки работы правительства временно снижает рост ВВП на 15 базисных пунктов.
Сдерживание экономического роста — плохая новость для рынков риск-активов. Во время предыдущего шатдауна индекс S&P 500 фактически топтался на месте около двух месяцев, тогда как биткоин снижался.
(изображение 2)
Хотя можно спорить о том, насколько сильно предыдущий шатдаун напрямую повлиял на рынки активов, очевидно, что входить в новый шатдаун так быстро было бы крайне нежелательно.
Импульс экономического роста США только начал восстанавливаться после спада в Q4 2025 года и сейчас уверенно ускоряется.
Если этот импульс снова развернётся вниз — это будет плохим сигналом.
(изображение 3)
Предыдущий шатдаун также сильно повлиял на долларовую ликвидность.
Когда правительство приостанавливает работу, оно тратит меньше денег, но при этом продолжает получать тот же объём поступлений — в результате наличность накапливается на Treasury General Account (счёте правительства в Федеральной резервной системе).
По сути, это означает «изъятие ликвидности» из рынков и экономики, что может вызывать проблемы в банковской системе.
В конце октября 2025 года банковские резервы опустились до слишком низких уровней.
(изображение 4)
В один из дней в конце октября как минимум один финансовый участник столкнулся с «дырой в ликвидности», и Федеральной резервной системе пришлось предоставить $50 млрд экстренной ликвидности, чтобы закрыть этот разрыв.
Проблемы с ликвидностью могут оказывать давление на рынки риск-активов, такие как акции и криптовалюты.
С тех пор банковские резервы снова выросли, но если мы увидим ещё один затяжной шатдаун, резервы могут вновь начать снижаться к опасным уровням.
Сейчас ситуация остаётся крайне неопределённой.
Хотя шатдаун на данный момент выглядит вероятным, масштаб возможных последствий зависит от того, какой именно формат шатдауна мы увидим.
Если финансирование DHS не удастся отделить от остального бюджета, шатдаун будет в целом похож на предыдущий (хотя, вероятно, не настолько разрушительный).
Также под вопросом остаётся длительность возможного нового шатдауна.
Он может продлиться всего несколько дней, но может и затянуться… и затянуться… и затянуться… как предыдущий 43-дневный монстр.
Текущий макро-фон улучшается, но повторяющиеся шатдауны — это нежелательно и являются негативным фактором для риск-активов на марже.
На этом всё. Увидимся в следующем выпуске.
Все самые важные обновления я публикую в телеграм-канале Капуста в жире. Подписывайся, чтобы оперативно получать информацию, влияющую на твою сумку. Да прибудет с тобой Капуста 🥬