С 2022 года отрасль переживает не лучшие времена: торговые тарифы, относительно дорогие деньги, распространение синтетических алмазов. Всё это привело к значительному падению цен, но, как известно, нет лучшего лекарства от низких цен, чем сами низкие цены. Так что в серии из 2-3 статей я исследую состояние отрасли и попробую понять, есть ли свет в конце туннеля для натуральных камней, и в частности для Алросы.
Историю можно начать с пост-ковидного бума, когда в принципе росло всё, включая рынок бриллиантов. Дешевые ковидные триллионы не только стимулировали экономику и потребительский спрос, но и низкие ставки по займам давали возможность огранщикам привлекать дешевый оборотный капитал.

(Ставка по корпоративным облигациям рейтинга BBB)
В результате индекс цен вырос на 30%, а акции Алросы более чем удвоились.

(Diamond Index)
К концу 2022 года финансовые условия сильно поменялись: ставки в USD по облигациям выросли до 6% (кредиты ещё выше), денежная масса активно сокращалась, возвращаясь на доковидную траекторию. Как следствие, массовый спрос на бриллианты упал, а вместе с ним упал импорт алмазов индийскими огранщиками (около 90% всей мировой огранки алмазов происходит в Индии).

(Импорт алмазов Индией)
Таким образом, произошло некоторое затоваривание запасами, покупатели стали сдержаннее, а те, у кого капитал перестал позволять натуральные камни переключились на дешевые искусственные бриллианты.
Или ещё как их сокращенно называют LGD (lab-grown diamonds). Такие камни намного дешевле в производстве, чем натуральные, и не специалисту будет почти невозможно отличить: настоящий бриллиант в серьгах, или из лаборатории. Доля LGD при этом постепенно увеличивается: если в 2020 году это было в районе 2%, то сегодня это уже выше 8%.

(Натуральные и LGD алмазы, а также доля LGD в общем импорте Индией)
Здесь стоит сделать акцент на том, что когда мы слышим, как падает рынок алмазов, и видим падающий индекс цен, то нужно понимать, что рынок бриллиантов — это довольно сегментированный рынок.
Сильное давление LGD идет именно на массовый сегмент камней до 1 карата. Крупные камни в это время могут даже расти, например, в 4 квартале 2025 года 3-каратные камни выросли на 0,7%.

(Динамика цен на алмазы 0.3, 0.5, 1, 3 карат)
В целом выделяется стабильный избирательный спрос состоятельных покупателей на камни > 1.2 карата. При этом отдается предпочтение сертифицированным камням с прозрачным происхождением. И таких покупателей в принципе не интересуют лабораторно выращенные алмазы.
Потребительский рынок бриллиантов наполовину состоит из США, поэтому состояние индустрии будет сильно зависеть от того, что происходит в экономике. При этом ставки в долларах понемногу всё же снижаются и мы видим, как импорт в Индии стабилизировался. Это может говорить о том, что некоторое (локальное?) дно рынок нащупал.
При этом будущее пока остаётся туманным: тарифы мешают торговле (особенно в случае Индии), доля LGD нарастает, экономика в неопределенности. Пока всё указывает на то, что разгрузка массового рынка алмазов должна продолжаться, чтобы цены начали расти.
В этом году Rio Tinto закрывает свой единственный рудник в Канаде — Diavik. За 2025 год там было добыто 4.4 млн карат, что составляет ~3% от мировой добычи. В теории это должно ослабить давление на цены.
В дополнение к этому, производители натуральных камней сейчас усиливают промо происхождения — с точки зрения маркетинга это должно придавать ценности натуральным камням в глазах покупателей. Однако, как видим по индийской статистике импорта LGD, пока что это работает слабо, а точнее никак не работает, цена решает сильнее. Есть только надежда на то, что сами производители LGD сталкиваются с перепроизводством и обвалом цен. И уже этот факт может сам по себе изменить потребительское восприятие “фэшн-аксессуар” vs “вечная ценность”. Но это пока только на словах.
Продолжение следует...
Телеграм: https://t.me/anti_trend