
Согласно отчету Минэкономразвития России, в январе – сентябре 2025 года ВВП страны вырос на 1 % по сравнению с аналогичным показателем 2024 года. В третьем квартале рост замедлился до 0,6 % год к году с 1,1 % во втором квартале и 1,4 % в первом квартале.
Рост промышленности в целом составил 0,7 % по итогам 9 месяцев 2025 года, тогда как в том же периоде 2024 года он равнялся 5,1 %. В третьем квартале 2025 года промышленность прибавила 0,5 % относительно соответствующих прошлогодних значений. В январе – сентябре 2025 года обрабатывающая промышленность выросла на 2,9 %, тогда как добывающая упала на 2,1 %. Розничная торговля подросла на 2,1 %, сектор общественного питания – на 8,4 %, строительство – на 3,1 %, а оптовая торговля снизилась на 3 % год к году. Активнее других, пожалуй, в стране развивается станкостроительная индустрия, наладившая производство металлообрабатывающего оборудования и комплектующих, которые ранее завозились из-за рубежа.
Неплохо обстоит ситуация в логистике, агропереработке, ИТ-секторе. Все эти сферы развиваются, благодаря системной господдержке.
Экономика России заметно замедлилась в 2025 году, о чем заранее предупреждали в правительстве. По сравнению с ростом на 4,3 % по итогам всего 2024 года нынешний показатель выглядит уныло и даже слегка настораживает.
Более оптимистично обстоит ситуация с инфляцией, которая по состоянию на 27 октября 2025 года была зафиксирована на уровне 8,13 %, замедлившись относительно 2024 года, а потребительские цены выросли на 5,11 % год к году. Для сравнения: за 2024 год инфляция, по данным Росстата, составляла 9,52 % после 7,42 % в 2023 году и 3 % пятью годами ранее – в 2019-м. Хоть инфляция снизилась по сравнению с прошлогодними значениями за счет понижения ключевой ставки, инфляционные ожидания все же остаются высокими из-за целого ряда факторов: повышения НДС, тарифов ЖКХ, утильсбора и удорожания бензина. Как поясняла в этой связи председатель Банка России Эльвира Набиуллина, «четыре года высокой инфляции не проходят бесследно, эта инерция задирает все ставки в экономике».
Каковы ожидания в отношении российской экономики на ближайший период?
Результаты макроэкономического опроса Банка России включают снижение прогноза роста ВВП на всем горизонте ближайших четырех лет: до 1 % (–0,2 п.п.) в 2025 году, 1,2 % (–0,4 п.п.) в 2026 году, 1,8 % и 1,9 % в 2027 и 2028 годах (–0,1 п.п.) соответственно. Медианная оценка долгосрочных темпов роста не изменилась и равна 2 %. Прогнозы аналитиков свидетельствуют о приросте ВВП в 2028 году к 2021 году на 13,6 % со средним темпом 1,9 % в год.
В июне 2025 года на площадке Петербургского международного экономического форума глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников утверждал, что экономика России в 2025 году переживает плановое охлаждение и даже находится «на грани перехода в рецессию» и «дальше все зависит от наших решений», ведь «после похолодания всегда приходит лето».
В сентябре на встрече с лидерами фракций Госдумы президент Владимир Путин, подводя черту дискуссиям об экономическом спаде в стране, заявил, что рецессия России действительно пока не угрожает, «но надо видеть грань между ее охлаждением и переохлаждением».
«Что касается сползания с четырех с лишним процентов роста ВВП: это не сползание, это целенаправленные действия, это снижение темпов роста в обмен на подавление инфляции и сохранение макроэкономической стабильности. Ну, я думаю, что все-таки до рецессии еще далеко, и рынок труда об этом говорит», – сказал он.
Тогда же, в сентябре, Набиуллина тоже заявила, что признаков экономической рецессии в стране не наблюдается, при этом рост экономики продолжается. А Решетников, докладывая ситуацию в экономике на заседании правительства, пояснил, что нынешнее замедление темпов роста ВВП после очень высокого роста в 2023–2024 годах является следствием снижения инфляционного давления, которое необходимо для выхода на сбалансированные и устойчивые темпы роста в последующие годы, а также повторил, что без спада не обойтись.
А что по этому поводу думают эксперты «ФедералПресс»?
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России:
«По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, 2026 год станет для экономики страны годом умеренного, но устойчивого роста. Согласно прогнозу, подготовленному Минэкономразвития России, ВВП увеличится примерно на 1,3 %, инфляция замедлится до целевого уровня в 4 %, а уровень безработицы останется на исторически низких значениях – порядка 2,5–2,6 %. Эти показатели отражают общую стабильность макроэкономической ситуации.
Анна Федюнина, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ:
«Уже в этом году российская экономика демонстрировала признаки завершения перехода от постшоковой адаптации к новой модели роста, в 2026 году это, вероятнее всего, точно завершится. Вероятнее всего, мы также будем наблюдать уже новую конфигурацию глобальных цепочек создания стоимости с участием российских компаний: импорт почти полностью сдвинется в сторону Китая, Индии, Турции и стран СНГ, доля Азии в экспорте станет определяющей. Ядро новой модели роста российской экономики – локализация критических цепочек поставок, доминирующая роль госкомпаний и крупных корпораций. В базовом сценарии рост будет поддерживаться инвестициями, прежде всего в предприятия ВПК, микроэлектронику, авиастроение и цифровую инфраструктуру. Это также означает, что через межотраслевые связи будут расти секторы машиностроения, металлургии и металлообработки. Оптимистичный сценарий дополнительно предполагает ускорение технологического импортозамещения, расширение несырьевого экспорта в страны Глобального Юга и возврат частного бизнеса к капиталовложениям. Ключевым, но не реализованным до конца потенциалом остается перетекание накопленных домохозяйствами средств на депозитах, сформированных в период высоких ставок, в долгосрочные финансовые инструменты.
ФедералПресс. Экономика России за последние три года продемонстрировала темпы роста, которые в три раза превышают показатели Евросоюза. Об этом заявил вице-премьер РФ Александр Новак в интервью телеканалу «Россия 24».
«У нас в 2023 – 2024 году были беспрецедентно высокие уровни темпа роста ВВП – более 4 %. Что такое 9,7 % за три года? Если сравнить с еврозоной, например, там за три года темпы роста всего составляют 3,1 %. То есть российская экономика растет в три раза быстрее», – сказал вице-премьер.
Новак подчеркнул, что такие результаты позволяют говорить о заметно более динамичном развитии российской экономики на фоне европейских стран. Он также отметил устойчивость экономической системы России, которая сохраняется несмотря на нестабильную мировую конъюнктуру, торговые войны и санкционное давление.
fedpress.ru/article/3415635
---------------------------
На этом благоприятном фоне, в приближении мирных договоренностей, руководство военного блока заявило о отсутствии необходимости освобождать новые территории, так как вероятней всего при заключении мирного договора эти (не освобожденные пока) земли надо будет вернуть.
(Нам лишнего не надо).
Из других новостей.
Не стабильная обстановка в Иране подвергает риску золотой запас государства. Руководство страны передает на хранение имеющиеся тонны народного золота и драгоценности в виде денежных знаков США в ФНБ России.
интересно, долю возьмут за «хранение»? :)
для российской экономики стабилизация мировых цен на нефть в районе $50 за баррель само по себе* (при прочих разных условиях!) особо высоких рисков не несёт. Даже умеренного сокращения расходов бюджета в сочетании с ослаблением рубля вполне достаточно для балансировки бюджета.
P.S. Ключевой индикатор устойчивости экономики — дефицит федерального бюджета. Пока он невелик — ничего катастрофического не случится.
Дефицит до 3% ВВП практически полностью безопасен, дефицит 6% — относительно безопасен при низкой инфляции и высокой емкости долгового рынка. По итогам 2025 г дефицит бюджета РФ ожидается около 2,6% ВВП.
«WSJ: Трамп намерен снизить мировые цены на нефть до $50 за баррель».
Может ли экономика перегреться, кто на самом деле печатает деньги и как ключевая ставка влияет на стоимость кофе — поговорим об этом в цикле аудиоподкастов «ЦБ без фильтров».
Гости подкаста — студенты из разных регионов, которые задают неожиданные и острые вопросы об экономике сотрудникам Банка России. Разбираемся на простых примерах, как она работает.
В первом выпуске директор Департамента денежно-кредитной политики Андрей Ганган и студентка МГУ Виктория Киндрат обсуждают, почему нельзя установить нулевую ключевую ставку.
Слушайте аудиоподкасты на платформах:
Яндекс Музыка: vk.cc/cSfkOu
Звук: vk.cc/cTkP7y
Mave: vk.cc/cSKBlj