Изображение блога
Ренессанс страхование
Ренессанс страхование Блог компании Ренессанс страхование
Сегодня в 13:39

Газета «Коммерсант» выпустила тематическое приложение о страховом рынке

Много интересных материалов для тех, кто работает в отрасли и тех, кто так или иначе с ней связан. Полагаем, публикации могут быть интересны и нашим инвесторами. Для удобства подготовили краткие выжимки из статей.

Полные версии читайте на сайте издания:
https://www.kommersant.ru/apps/160776

Рынок в моменте

Результаты страхового рынка за 2024 и 2025 годы в цифрах демонстрируют положительную динамику. По итогам прошлого года объем премий достиг 3,7 трлн руб. Главным драйвером выступило страхование жизни. Существенно повысилась и доля страховой премии в ВВП — с 1,3% до 1,86%.

За 9 мес. 25 г. рынок страхования показал рост сборов, несмотря на снижение активности в 3 кв. Сборы увеличились примерно на 14,7% г/г до 2,8 трлн рублей, главным образом за счёт сегмента страхования жизни. В 3 квартале наблюдалось отрицательное сравнение г/г из-за высокой базы продаж коротких полисов страхования жизни в 3 кв. 24 г., что замедлило рост. Инвестиционно-накопительное страхование жизни (ИСЖ) и накопительное страхование жизни (НСЖ) стали главными драйверами роста, причём вклад НСЖ особенно заметен. В сегменте Non-life рост был минимальным или ближе к нулю, отражая слабость в целом по рынку из-за замедления деловой и потребительской активности на фоне высокой ставки Банка России. Однако, несмотря на падения продаж новых автомобилей, продолжается рост сборов по каско. Это свидетельствует о положительных структурных изменениях — расширении спроса на продукты для подержанных автомобилей.

Стабильность компаний

Значимым индикатором устойчивости сектора стало рекордное увеличение регуляторных резервов страховщиков жизни — на 27%, их совокупный объем превысил 2,5 трлн руб. Это подтверждает высокую надежность компаний и гарантирует выполнение обязательств перед гражданами.

Перспективы 2026 года

В период высокой ключевой ставки страховые могут получать высокие доходы от инвестиционной деятельности, даже не зарабатывая на страховых операциях, что позволяет снижать тарифы и повышать комиссии посредников, обостряя ценовую конкуренцию для привлечения дополнительных страховых премий, которые можно выгодно инвестировать и окупить возросшие затраты на страховую деятельность. При снижении ставки инвестиционные доходы компаний снижаются, что будет приводить к росту значимости результата от страховой деятельности. Поэтому может быть рост стоимости страховых полисов в 26 году.

В зависимости от этапа экономического цикла доля инвестиционной деятельности может составлять 30–60% от совокупных доходов страховщика. Текущая стратегия многих страховых — наращивание доли облигаций для фиксации высоких ставок на среднесрочном горизонте.

Рынок Life возвращается к продажам средне- и долгосрочных программ страхования, по которым совсем недавно появились дополнительные преимущества в виде повышения базы для расчета социального налогового вычета (со 150 тыс. руб. до 400 тыс. руб. в год), плюс освобождение до 30 млн рублей прибыли от НДФЛ. Это станет новым драйвером роста рынка наряду с системой гарантирования возврата сбережений по договорам страхования жизни, которая заработает с 1 января 2027 года.

Основной тренд на российском рынке в 2026 году — это борьба за сохранение имеющихся объемов и удержание клиентов. Рост сборов, скорее всего, будет примерно соответствовать инфляции, поскольку нет ни одного сектора экономики, который обещает нам существенный рост в следующем году. Страхование не просто часть экономики, это еще и производная от состояния экономики в целом. Время «тучных коров» в прошлом, поэтому все игроки страхового рынка сосредоточатся на повышении эффективности процессов.

Тренды

В 2026 году тренды в страховании будут определяться развитием технологий (ИИ) и запросами новых поколений клиентов, которые хотят получать все быстро, онлайн, с максимально возможной адаптивностью сервисов под индивидуальный запрос. ИИ берет на себя рутину: обрабатывает документы, помогает в контакт-центре, ускоряет выплаты. Это снижает издержки компаний и в итоге позитивно влияет на стоимость продукта и удобство для клиента. Из-за этого меняются и страховые продукты. Появляется больше гибких, модульных решений. Например, для бизнеса это модульные программы, где можно выбрать только нужные риски. Для частных лиц — возможность оформить страховку на короткий срок или по подписке.

В 2026 году страховой рынок будет двигаться в сторону глубокой персонализации и встроенности страхования в повседневные сервисы. Страховые суммы будут рассчитываться с учетом рыночной стоимости конкретного объекта и его индивидуальных характеристик. Все чаще страховые услуги будут встраиваться в популярные lifestyle-сервисы, такие как каршеринг или аренда жилья.

Еще один важный тренд — превентивная помощь. Используя данные о клиентах, страховщики смогут заранее оценивать риски и напоминать о способах их минимизации, помогая предотвратить возможные убытки. Это формирует совершенно иной стандарт взаимодействия, когда страхование действительно помогает избежать ущерба, а не просто компенсирует его.

Главный тренд: страхование становится более клиентоориентированным, цифровым и гибким, подстраиваясь под конкретные ситуации и образ жизни людей. В 2026 году до 70% тарифов в страховании могут стать персональными.

Газета «Коммерсант» выпустила тематическое приложение о страховом рынке


0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн