karapuz
karapuz личный блог
05 мая 2013, 23:48

Необходимость модернизации основных фондов США как возможная угроза ралли на рынке акций

Эта тема мало обсуждается в популярной финансовой прессе, т. к. рассуждать о состоянии мостов, железных дорог и водопроводных труб намного менее захватывающе, чем с умным видом сказать что-нибудь о политике ZIRP, swap-спредах или о Бене-вертолетчике. Однако, именно с этой стороны могут возникнуть долгосрочные последствия как для американской экономики в целом, так и для рынка акций.

Инфраструктура США находится в весьма плачевном состоянии. Согласно данным американской ассоциации гражданский инженеров (ASCE) Америке до 2020 г. дополнительно требуются 3.6 триллиона долларов на модернизацию инфраструктуры. Бывший мэр Филадельфии и экс-губернатор Пенсильвании Эдвард Рэнделл в своей последней статье указывает, что США за 8 лет скатились с 1-го места по конкурентноспособности инфраструктуры на 14-е и приводит много довольно-таки нелицеприятных фактов относительно реального физического состояния американских основных фондов.


Последние годы власти США занимались чем угодно, только не привлечением инвестиций в модернизацию и восстановление инфраструктуры. Хотя именно крупные инфраструктурные проекты закладывают основы устойчивого долгосрочного экономического роста и, кроме того, могут являться тем самым источником недостающих рабочих мест, создание которых так упорно (или лучше сказать — упорото?) пытается «простимулировать» ФРС надуванием банковских резервов. Но деньги, даже если их трогал сам Бен Шалом Бернанке, не могут создать рабочие места. У них нет ни рук, ни ног, ни головы. А вот правительство и частные бизнесы, которых оно может направленно к этому стимулировать — могут.

И вот с этого места — поподробней. Все имеющиеся данные говорят о том, что восстановление корпоративных прибылей последних (посткризисных) лет шло засчёт
а) сокращения издержек (компании резали косты, сокращали персонал, не увеличивали зарплаты или увеличивали их медленно)
б) резкого снижения капитальных затрат (что и вызвало знаменитый рост кэша на их счетах).

Вот несколько картинок по этому поводу из последнего обзора Barclay's на эту (и другие) темы (кстати интересный обзор у них получился — рекомендую):
Необходимость модернизации основных фондов США как возможная угроза ралли на рынке акций

Необходимость модернизации основных фондов США как возможная угроза ралли на рынке акций
По русски говоря, американские компании несколько лет занимаются прожиранием основных фондов (причем возможно оно началось ещё раньше кризиса). И — ооо — как это нам, россиянам — знакомо! Ведь у нас этим уже 20 лет занимается вся страна — эксплуатируя основные фонды, созданные ещё в СССР, до состояния, когда они попросту рассыпаются от ветхости.

Аналитики Barclays считают, что в ближайшее время компании США будут увеличивать капзатраты (а малый бизнес уже начал это делать) и указывают, что, вообще говоря, это в перспективе ведёт к увеличению прибылей. Однако, полностью соглашаясь с тем, что именно инвестиции являются истинным источником прибыли, я позволю себе не вполне разделить их оптимизм. Я считаю, что it depends. И вот почему:

1) Одно дело инвестировать в перспективные проекты, другое дело - вынужденное увеличение capex для модернизации основных фондов, которые больше попросту непригодны к использованию. Последний вариант может вовсе и не вести к росту прибыли, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Кроме того:

2) Существуют исследования, показывающие, что реакция рынка на рост capex может быть не просто неоднозначной, но и вообще диаметрально противоположной. Например, вот в этой старой статье, опубликованной в журнале Banking and finance, Kee H. Chung, Peter Wright и Charlie Charoenwong эмпирически убедительно показывают, что реакция рынка на увеличение capex полностью зависит от того, считает ли рынок компанию способной делать прибыльные инвестиции или не считает. Для компаний с высоким коэффициентом Q Тобина (рассматривающимся как прокси на оценку инвестиционных возможностей фирмы) рост капзатрат трактуется рынком позитивно и приводит к росту их акций, а для компаний с низким Tobin's Q — наоборот, к падению.

(ну как тут не вспомнить наш любимый Газпром!)

и, наконец, существует ещё один фактор — тот, с которого я начал эти рассуждения.

3) Фактор необходимости широкой общегосударственной инфраструктурной модернизации. Правительство Обамы постоянно откладывает этот вопрос (несмотря на то, что инженеры и некоторые политики бьют тревогу), очевидно, будучи сильно увлечённым «проблемой госдолга». Но бесконечно откладывать его не получится. И придётся принимать решение. Каким это решение будет — трудно сказать. Теоретически, США могут сделать то же, что сделала Япония, получив некое «моральное оправдание» после Фукусимы — забить на госдолг, дефицит и начать увеличивать инфраструктурные расходы. Тем более, что и сами США уже имеют такой опыт — как рузвельтовский довоенный, так и послевоенный.

Но на практике, давление любителей поэкономить велико и долговая фобия слишком сильна, чтобы они пошли на такую вещь, мне кажется. В таком случае им придётся финансировать модернизацию увеличением налогов. Что, конечно, улучшит рынок труда, однако может подействовать как единовременный шок на прибыли и цены акций.

При этом, мне кажется, что российский сценарийсостоящий в резком падении эффективности расходов на подобные проекты, для США маловероятен, т. к. они фанатично преданы делу обеспечения эффективности и сосредоточены в первую очередь на извлечении прибыли.

Трудно сказать, когда все эти факторы начнут действовать и наступит «час Ч». Иногда он наступает драматично — как для японцев со взрывом АЭС на Фукусиме — иногда хватает мозгов не ждать, когда клюнет жареный петух.

Эта тема поднята мною для дискуссий.

------------------------------------------------------

karapuz-blog.blogspot.com
39 Комментариев
  • Тимофей Мартынов
    05 мая 2013, 23:58
    Карапуз это пять!
  • егорка
    06 мая 2013, 00:00
    китай экономику поднял вкладывая в инфраструктуру.будет офигенный позитив если вместо того что бы выкупать облигации на триллионы вложить их в инфраструктуру.безработица в ноль выйдет.
      • INROS
        06 мая 2013, 01:26
        karapuz, и огромные долги повисающие на муниципалитетах
          • INROS
            06 мая 2013, 01:51
            karapuz, учитывая что у американцев эта проблема (долги муниципалитетов) то же присутствует и много где очень остро стоит, то серьёзно заниматься инфраструктурой реально возможно или по большей части при финансировании из федеральных источников или действительно заинтересованный бизнес (капекс). Без повышения нагрузки на бизнес получается ну ни как не обойтись, и налоги придётся не только конечно из за этого повышать (как бы они и дефицит и отношение гос долга к ВВП не камуфлировали и продолжали печатать), и бизнесу и самостоятельно по мере необходимости придётся считай дополнительно выкладываться и не слабо.
              • INROS
                06 мая 2013, 02:09
                karapuz, посмотрим, тема то действительно очень серьёзная.
              • Шагардин Дмитрий
                06 мая 2013, 02:22
                karapuz, японцы уже показывали пример крайне неэффективных расходов на инфраструктуру…

                Возможно, более важным является то, что государственные средства расходовались неэффективно. Средства в основном направлялись на общественные работы, которые, как считалось в 1990-е, были высоко производительны.

                Дои и Ихори (2009) разложили предельную производительность государственных расходов на пять категорий: дороги, порты и аэропорты; железные дороги; почта, телефон и телеграф; сельское хозяйство и рыбные порты; борьба с наводнениями и охрана лесов. Экономисты отметили, что предельный продукт во всех вышеуказанных категориях государственных инвестиций снижался после бурного экономического роста. Предельный продукт был крайне низким в трех из пяти групп (дороги, порты и аэропорты; сельское хозяйство и рыбные порты; борьба с наводнениями и охрана лесов) в начале 1990-х.

                На графике 11 показан процент государственных расходов, распределенных по категориям с 1992 по 2003 гг., и оценка инвестиционной эффективности по расчетам Дои-Ихори. Как видно, большая часть ресурсов пошла развитие проектов с низкой отдачей. Общий объем государственных средств, направленных в три группы инфраструктурных проектов, составил 213 трлн йен за период с 1992 и 2003 гг. (89% от всего объема государственных инвестиций за этот период).


                 

                взял отрывок у себя самого :) d-shagardin.livejournal.com/78525.html
  • siva
    06 мая 2013, 00:06
    Было бы интересно увидеть такие же графички для россии. Тимофей, ты управляющий хедж-фондом, может займешься?
    Тем более capex легко можно посчитать, а заодно и ROIC :)
  • ФИО: Vialcola
    06 мая 2013, 00:25
    Дак это ж хорошо, канализацию Нью-Йорка в Китае не проложить, все ж в Нью-Йорке как не крутись её надо делать, в отличии от айпадлов :) это даж для нашей ущербной экономики хорошо, для айпадлов на лям баксов сырья с гулькину пису надо, а для дороги-канализации-че там еще на теже лям баксов куча сырья трэба, даж той же нефти, хоть сланцевой хоть куянцевой :)
    • ФИО: Vialcola
      06 мая 2013, 00:26
      ФИО: Vialcola, Да кой кто припадет по причине увеличения капзатрат, но зато ж эти затраты не в воздухе растворятся их получат инженерные всякие строители, они вырастут :)
      • ФИО: Vialcola
        06 мая 2013, 00:29
        ФИО: Vialcola, А техногенная масштабная катастрофа в США это ваапче хоть и цинично, но может дернуть экономику сурьезно, тут раздолье для мегаспекуляций, жутко вниз и птицей-тройкой вверьхЪ
  • TT
    06 мая 2013, 00:27
    Беспокойство об инфраструктуре мне видится несколько иррациональным. Какой-то постсоветский фетиш. Можно подумать ее какие-то атланты строили. Обветшает- построят еще. Дешевле, быстрее и лучше. Делов то.
        • TT
          06 мая 2013, 01:13
          karapuz, Ага, японцев заставят строить.
            • TT
              06 мая 2013, 01:37
              karapuz, Индейцев развести…
      • TT
        06 мая 2013, 01:12
        karapuz, Можно подумать дороги или мосты из денег строят. Будто человек сначала денег нашел, а потом всю цивилизацию построил. Сами у себя в кредит возьмут, да и построят. Как всегда делали.
      • Анатолий ПравИло
        06 мая 2013, 19:28
        karapuz, о каких капзатратах речь? Нефтяники обновляют ОС, фейсбуки и прочая виртуальная реальность в этом не нуждается. Достаточная большая часть промышленности расположена в китае. Что там еще обновлять то?
        В РФ-да. И то те, кто хочет остаться на плаву сами постепенно это делают, а кто не делает- разорится рано или поздно. А значит конкуренция в этой отрасли ослабнет, а значит рентабельность там увеличится, а значит туда перетекут деньги из сфер с более низкой рентабельностью.
  • Шагардин Дмитрий
    06 мая 2013, 01:02
    да, американские компании планируют активно расширять инвестиции в основной капитал — это показывают авторитетные опросы среди высшего руководства (CFO) 506 американских компаний:
      • Шагардин Дмитрий
        06 мая 2013, 01:11
        karapuz, да, интересно. я покопаюсь в ближайшее время, может на эту тему чего найду в блумберге и др. источниках.
  • ballman
    06 мая 2013, 02:43
    karapuz, есть два прогноза:1. Все интернет зависимые люди, в следствии развития технологий, переедут «мозгами» в электронное пространство (матрица)-там быстро наладят всю инфраструктуру; 2. однозначно и не важно вследствие каких причин, всем придётся вернуться в реальность, забыть модные экономические слова и начать еб.шить на налаживание окружающей реальной действительности ЗАБЕСПЛАТНО. Скорее всего будет вариант №2. Наша родина-мать не раз это проходила… пройдет по-видимому ещё раз-но только теперь вместе со всем миром.
  • Артем Кислюк
    06 мая 2013, 03:25
    В общем, такая тема известна давно. Никаких конкретных цифр износа никто так и не озвучил. Это раз. Присутствие большего кэша и краткосроных активов — неуверенность игроков. Появится уверенность — начнут инвестировать. Больше всех начнут поднимать те, кто раньше начал инвестировать, и пока все остальные будут строить мощности… ну Вы поняли. Это два. Три — это просто прикол, что вроде бы солидные люди, а употребляют Tobin's q как индикатор инвестиционной привлекательности. Если смотрите в масштабах компании — работайте с цифрами из отчёта компании. Можете съездить туда и лично потрогать руками станки или оборудование. Можете более-менее прикинуть факторы влияния. В масштабах США (или, к примеру, 90% мирового ВВП в лице БРИКС, Европы, Японии и США), всё равно ничего путного не расчитаете, максимум общие тренды, и то с низкой вероятностью и высокой неопределённостью текущей точки относительно цикла. И четвертое — я просто не понимаю, как увеличение прибыли связано с уменьшением САРЕХ. САРЕХ в прибыль не включен! В прибыли есть только амортизация и износ. САРЕХ в бух. отчётах идёт совершенно другими строчками и в других местах.
  • Артем Кислюк
    06 мая 2013, 03:38
    Вот читаю бегло приведённый Вами отчёта Барклайса… и что я там вижу? где сравнение текущих вложений с минимальным необходимым уровнем? (чтобы поддержать выпуск на текущем уровне). Где сравнение средней продолжительности «жизни инвестиции» (если говорить о материальных объектах) — в 1970 и сейчас? где это всё? о чём эти люди вообще думают? я полагаю, сейчас можно построить завод/офис (вообще любое строение), дешевле в реальных деньгах, чем в 1970, и этот объект, скорее всего, будет более долгосрочный — меньше износ в год => ниже необходимость в поддерживающих инвестициях. В общем, тема обширная, но вообще не раскрыта. Исследование 1998 года ребят улыбнуло. Написать 10 страниц, чтобы потом сделать очевидные выводы… по-академически
  • IliaM
    06 мая 2013, 08:22
    Бывший мэр Филадельфии и экс-губернатор Пенсильвании Эдвард Рэнделл скорее всего хочет приобщиться к делению запрашиваемых средств. Скорее всего что доверять этому нельзя. Все же уже знают как и почему пишутся подобные статьи, особенно бывшими мэрами и губернаторами.
  • Snaidero
    06 мая 2013, 08:49
    smart-lab.ru/blog/110584.php
    более месяца назад писал про грузовые жд перевозки в США.План приведён на этот год+дальнейшая стратегия развития грузовых жд перевозок.
  • cerenc
    06 мая 2013, 10:29
    Текс интересный, но возражения ( Kisljuk ) вполне авторитетны…
  • VP
    06 мая 2013, 10:45
    «полностью соглашаясь с тем, что именно инвестиции являются истинным источником прибыли»

    Истинным источником прибыли является спрос, причем платежеспособный. А США банкрот и со спросом у них проблемы.

    Можно возразить, что ониженапечатают. Но вот как раз тогда они и получат скачок инфляции, когда зелёная бумага пойдёт в реальную экономику.

    Еще один аспект, поднимать экономику инфраструктурными проектами выгодно для страны, когда на их реализацию работают свои граждане и производят свои заводы, а не мексиканские и китайские. Вот когда белые в Америке будут согласны, на то чтоб взять кайло или получать на производстве столько же, сколько китаец + логистика, вот тогда можно будет к этой теме возвращаться. Но даже и при таком раскладе откуда возьмётся спрос, если доходы как домохозяйств, так и гос-ва будут сокращаться?

    У них дела настолько плохи, что малейшие изменения могут всё обрушить. Вот они и сидят, дышать боятся. Тут не до инвестиций.
  • Theorist
    06 мая 2013, 20:18
    Опыт СССР показал, что «проедать» фонды можно десятилетия, так, что торговать данный пост вряд ли поможет, но ситуация нехорошая.
  • Endeavour
    06 мая 2013, 23:19
    Я бы еще привел один источник прибыли для американских компаний: рефинансирование долгов в течение последних 5 лет под все более низкие ставки, принесло им примерно 400-450 млрд долларов.
    • Артем Кислюк
      07 мая 2013, 02:10
      Endeavour, неплохо! Я об этом не думал; мощный и важный пункт.

      Я не вижу обещаную автором дискуссию! где контр-аргументы? где дебаты?:)

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн