В опубликованном вчера резюме обсуждения ключевой ставки на заседании 25 октября Банк России еще раз обозначил жесткую позицию и подтвердил готовность повышать ключевую ставку дальше в условиях доминирования проинфляционных рисков. Мы оцениваем вероятность повышения ключевой ставки на заседании в декабре как очень высокую и ставим наш базовый прогноз по ставке на пересмотр. Шаг повышения будет понятен после публикации детальных данных за сентябрь-октябрь (инфляция, инфляционные ожидания, заработные платы, динамика кредитования).
Бюджетный импульс – неизменный фактор для настороженности. Регулятор предполагает, что к октябрю лишь часть дополнительных бюджетных расходов проявлялась в динамике спроса (напрямую и через кредиты компаниям). Реализация полного эффекта ожидается до конца года.
КС (ключевая ставка) на уровне 21% – (временный) компромисс между 20% и 22%. Участники обсуждения в октябре согласились, что ставка 20% была бы не соразмерна проинфляционным рискам, а более смелый шаг (22%) мог бы привести к росту волатильности на финансовых рынках.
«Урожай 2025» – новый риск отклониться от базового сценария. Урожай следующего года может стать дополнительным проинфляционным фактором, несмотря на то, что запасов продовольственной продукции хватит для удовлетворения внутреннего спроса.
Жесткость ДКУ (денежно-кредитные условия) пока недостаточна для сдерживания кредитования. Регулятор отмечает, что доля льготных корпоративных кредитов все еще высока, поэтому необходимо более выраженное охлаждение рыночного сегмента.
Нужны исключительные условия для сохранения ставки в декабре. Только существенное замедление устойчивой инфляции убедит Банк России остановить цикл ужесточения ДКП. Риски заметно смещены в сторону проинфляционных, что понижает шансы на неизменность КС.
Сигнал читается как «жесткий», а не «умеренно жесткий». Регулятор обосновывает выбор более жесткого сигнала опасениями сформировать у участников рынка преждевременные ожидания завершения цикла ужесточения ДКП.