Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
Владельцы со шкурой на кону
Еще один ключевой момент — важность инвестирования в компании, управляемые владельцами-операторами, которые имеют значительные личные доли в бизнесе. Менеджеры со «шкурой на кону», как правило, принимают более разумные и долгосрочные решения, поскольку их личное состояние связано с успехом компании. Они избегают рискованных шагов и сосредотачиваются на стабильном, устойчивом росте.
Замечательная цитата из книги Сосноффа «Silent Investor, Silent Loser»:
«Мой опыт управляющего деньгами подсказывает, что предпринимательский инстинкт равен значительной доле в акционерном капитале… Если руководство и совет директоров не имеют значимой доли в компании — хотя бы 10-20% акций, — отбросьте доверие и ищите другое место».
Другими словами, компании, в которых генеральный директор или основатель имеет большой личный пакет акций, обычно стоят вашего внимания. Владельцы-операторы (основатели или руководители, владеющие значительным капиталом в собственных компаниях) могут быть признаком будущего успеха. Как правило, они превосходят конкурентов, потому что их «шкура на кону».
Вот почему владельцы-операторы выделяются:
Соснофф также упоминает о том, что наличие лишь незначительной доли собственности приводит к формированию антипредпринимательского мышления. По сути, если руководство не имеет большой личной доли, оно с меньшей вероятностью пойдет на риск или будет мыслить как предприниматель.
Идея проста: вы хотите инвестировать вместе с людьми, управляющими бизнесом. Если они ставят на кон свои собственные деньги, то их интересы совпадают с вашими.
Каковы лучшие руководители?
Лучшие генеральные директора не просто хорошо управляют бизнесом — они отлично разбираются в инвестициях. У вас, как у генерального директора, есть пять основных вариантов того, что делать с деньгами вашей компании:
А когда дело доходит до привлечения денег, у вас есть только три реальных варианта:
Руководители компаний должны рассматривать эти возможности как набор инструментов. Решения, которые они принимают о том, как и когда использовать эти инструменты, в конечном итоге определяют долгосрочную прибыль для акционеров. Заметьте, здесь нет ничего о том, что у компании есть отличный продукт или она находится в бурно развивающейся отрасли. Руководители компаний, которых изучал Торндайк, сколотили свои состояния на самых разных рынках — растущих или сокращающихся, в СМИ, производстве или финансовых услугах. Отрасль не имела значения.
Отличительной чертой этих руководителей-аутсайдеров было то, что они разделяли несколько ключевых убеждений:
Эти руководители были старой закалки, с ценностями, которые сегодня могут показаться неуместными, и они не боялись бросать вызов общепринятым представлениям. Они были просты, не обращали внимания на стадо и всегда следили за тем, чтобы их интересы совпадали с интересами акционеров.
Несмотря на то что каждый из этих «аутсайдеров» подходил к делу немного по-разному, у них были общие стратегии. Они избегали выплаты дивидендов, совершали дисциплинированные (и иногда крупные) приобретения, осторожно использовали заемные средства, выкупали большое количество акций, минимизировали налоги, вели децентрализованный бизнес и ориентировались на денежный поток, а не на чистую прибыль.