Jason Furman — профессор экономической политики Гарвардского университета. Он восемь лет был главным экономическим советником президента Барака Обамы и прорецензировал более 1000 книг на goodreads.com. В
The New York Times он рассказывает, какие книги по экономике надо прочитать избирателю, чтобы понимать текущие вопросы. Конечно, он обращается к американскому избирателю, но, думаю, много полезного из этих книг можем почерпнуть и мы:
«Самые яркие умы изучают экономические проблемы на всех уровнях: от рычагов, контролирующих инфляцию, до наилучшего способа достижения баланса между работой и личной жизнью.
Избиратели вечно беспокоятся об экономике, о ценах на дома и продукты, о росте и падении фондового рынка и, конечно же, о налогах — но экономическая политика, которая оказывает на это влияние, часто кажется неприступной. Дональд Трамп хочет сократить налоги и повысить тарифы. Камала Харрис хочет повысить налоги для домохозяйств с высоким доходом и расширить систему социальной защиты. Но что это значит? И чего они надеются добиться?
Часть того, что затрудняет экономическую политику, — это необходимость понимать не только прямое влияние предлагаемых изменений, но и их многочисленные косвенные эффекты. Например, налоговый кредит на покупку домов может в конечном итоге принести больше пользы продавцам домов, чем покупателям, если всплеск спроса приведет к росту цен.
Математика и жаргон, которые экономисты используют в журнальных статьях, способствуют точной научной коммуникации, что может быть недоступно обывателю. Между тем, «экономисты», которых вы видите по телевизору или слышите по радио, чаще всего говорят вам (обычно неверно), войдет ли экономика в рецессию, не объясняя почему. Но некоторые авторы хорошо справляются с балансом между доступностью и профессиональностью. Вот пять книг, которые помогут вам расколоть орешек экономики:
Greg Ip. „The Little Book of Economics“ (»Маленькая книга об экономике")
Лучший способ понять такие вещи, как причины рецессии и инфляции, а также последствия роста государственного долга, — это пройти вводный курс экономики и решить все предлагаемые в нем задачи. Хотите пойти другим путем? Прочитайте эту книгу. Пусть ее компактная форма не вводит вас в заблуждение: эта книга, написанная главным экономическим комментатором Wall Street Journal, умудряется вместить в себя почти все, что вы хотели знать, но боялись спросить о ВВП.
Автор не продает вам рекомендации по политике; вместо этого он пытается научить вас общепринятой экономической перспективе. Внезапно вы поймете, почему председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл выглядит немного нервным, когда он говорит прессе, что нейтральная процентная ставка могла бы вырасти (Набиуллина, кстати, тоже).
Книга содержит одно очевидное неверное утверждение. Она должна называться «Маленькая книга по макроэкономике». Для понимания того, что экономические исследования продолжаются и в других масштабах, вы можете изучить нижеперечисленные книги.
Claudia Goldin. «Career and Family» («Карьера и семья»)
Нет ничего более дефицитного, чем наше время. У каждого, независимо от того, насколько он богат или беден, в сутках всего 24 часа, и, возможно, нет выбора сложнее, чем решение, на что его потратить: на семью или на работу.
Этот выбор, как правило, дается сложнее женщинам, что является одной из причин, по которой Камала Харрис проводит кампанию за создание лучшей «экономики заботы», включая увеличение налоговых льгот для людей с детьми. Клаудия Голдин, лауреат Нобелевской премии по экономике и моя коллега по Гарварду, имеет широкий взгляд на проблему. Она посвятила свою карьеру изучению истории трудового неравенства, особенно когда речь идет о женщинах. В этой книге она описывает, как сдвиги в технологиях, культурных установках и институтах изменили отношение женщин к работе и семье.
Голдин утверждает, что в наши дни «реальная дискриминация в оплате труда и занятости, хотя она и имеет значение, относительно невелика». Мужчины и женщины обычно получают одинаковые суммы за одинаковую работу. Затем появляются дети, и виды работ, которые берут на себя мужчины и женщины, различаются. Это неравенство особенно ярко проявляется в том, что Голдин называет «жадной работой», которая требует много времени в непредсказуемые часы (например, работа инвестиционных банкиров) и в результате оплачивается более высоко.
Она откровенно говорит, что некоторые из этих проблем могут быть неизбежны, пока сохраняются гендерные нормы в отношении воспитания детей, и выступает за субсидируемый уход за детьми. Но она также хочет, чтобы больше учреждений разделяли работу и делали ее более предсказуемой.
Один пример: десятилетия назад большинство акушеров были мужчинами. Многие из них работали как специалисты, которые должны были быть доступны в режиме 24/7, потому что ребенок мог родиться в любое время. Сегодня акушерство, как правило, является групповой практикой, где у всех есть предсказуемые часы, и (сюрприз, сюрприз) в этой области теперь все больше доминируют женщины. Голдин призывает нас изучить, что еще может работать таким образом. И нам всем следует подумать о том, что создание большего количества рабочих мест, которые хорошо подходят для мам, может просто означать создание лучшего рынка труда для всех.
Liran Einav и Amy Finkelstein. «We’ve Got You Covered» («Мы вас обеспечим»).
Возможно, нет более важной экономической проблемы, чем здравоохранение. Около одной шестой части экономики США направлено на предоставление медицинской помощи, что намного больше, чем в любой другой развитой стране, и тем не менее продолжительность жизни в США по-прежнему самая низкая среди стран с развитыми экономиками. Закон о доступном медицинском обслуживании значительно расширил покрытие медицинской страховки, но около 30 миллионов американцев все еще не имеют ее.
Авторы этой книги — два ведущих экономиста в области здравоохранения. В 2012 году Финкельштейн получила премию Джона Бейтса Кларка, вторую по престижности после Нобелевской премии по экономике. Тем не менее, в 2019 году, когда тесть Финкельштейн спросил ее, что она будет делать, чтобы решить проблемы с системой здравоохранения, она не смогла сразу дать ответ. Вместо этого она объединилась с Эйнав, и они потратили годы на написание книги, в которой предложили правительству автоматически зачислять каждого американца в систему всеобщего базового покрытия — минимальный уровень без излишеств, к которому люди могли бы что-то добавлять по желанию.
Книга начинается с основных принципов (зачем правительству что-то делать с медицинским страхованием?) и заканчивается анализом недостатков существующей системы.
Авторы не скрывают: страховка будет предоставлена всем, но если граждане не внесут больше собственных денег (или если этого не сделают их работодатели), результат будет весьма скудным, скорее ориентированным на улучшение здоровья, а не на сокращение времени ожидания и больший выбор врачей.
Их план вряд ли станет реальностью в ближайшие несколько лет, независимо от того, кто победит на выборах, но хорошо, что, по крайней мере, некоторые экономисты прислушиваются к совету Милтона Фридмана, что им не следует подгонять свои идеи под то, что политическая система считает возможным сейчас, а вместо этого под то, что она должна считать возможным в будущем.
Douglas A. Irwin. «Free Trade Under Fire» («Свободная торговля под огнем»)
Дуглас А. Ирвин впервые опубликовал эту книгу о защите глобальной торговли в 2002 году после протестов, таких как Битва за Сиэтл, в ходе которой участники осудили рост Всемирной торговой организации. Многие из демонстрантов были обеспокоены тем, что глобализация эксплуатирует рабочих как в богатых, так и в бедных странах. Уже вышло пятое издание этой книги, в которой отражается текущая негативная реакция на торговлю. Более высокие тарифы оправдываются тем, что их будут платить иностранцы, что поможет американским рабочим и даже, в конечном счете — американским потребителям.
Ирвин развенчивает эти широко распространенные мифы. Например, он показывает, что подавляющее большинство потерь рабочих мест в последние десятилетия связаны с автоматизацией, а не с торговлей. Он также приводит доказательства того, что тарифы не сокращают торговый дефицит. Когда товары, произведенные за рубежом, облагаются налогом по более высоким ставкам, по миру перемещается меньше товаров, и менее эффективные отечественные фабрики не могут справиться с новым спросом. В результате дисбаланс сохраняется, нанося вред как потребителям, которые в противном случае выиграли бы от доступного импорта, так и работникам, чьи рабочие места связаны с экспортом. Вы думаете, что цены в магазине сейчас высокие? Попробуйте делать покупки во время торговой войны.
Эмиль Золя. «Дамское счастье».
Избиратели как среди республиканцев, так и среди демократов все более скептически относятся к корпоративной власти. Мнения экспертов разделились. Два полюса дебатов хорошо отражены в работе экономиста Tyler Cowen “Big Business: A Love Letter to an American Anti-Hero” («Большой бизнес: любовное письмо американскому антигерою») и в работе юриста Tim Wu «The Curse of Bigness: Antitrust in the New Gilded Age» («Проклятие большого бизнеса: антимонопольное регулирование в новом позолоченном веке»).
Как читатель художественной литературы, мне нравятся несколько романов, в которых корпорации эксплуатируют рабочих. Как экономисту, мне было интересно, уловил ли какой-нибудь романист глубоко контринтуитивную идею Адама Смита о том, что некоторые из самых важных вещей — еда, одежда, работа — исходят не от чьих-либо благих намерений, а от «невидимой руки», которая заставляет корыстных людей и предприятия предоставлять их. Задав этот вопрос в твиттере, я был рад, что мне назвали книгу «Дамское счастье» французского писателя Эмиля Золя.
Действие романа происходит в первом крупном универмаге в Париже — его размах стал возможен благодаря новым технологиям, таким как лифт и паровой двигатель, и новым идеям управления запасами. Универмаг, своего рода антигерой, выдавливает малый бизнес и соблазняет людей желать ненужные вещи с помощью яркой рекламы и умных витрин в магазине. Покупатели, пишет Золя, «порабощены и поглощены».
В то же время магазин приносит пользу своим клиентам, предлагая хороший выбор по низким ценам. Он также предлагает лучшую оплату, льготы и профессиональный рост, чем это делают малые предприятия, которые он заменяет, — не потому, что владелец универмага хороший (на самом деле, он серийный сексуальный маньяк), а потому, что у него нет выбора, учитывая конкуренцию за работников с другими универмагами. Книгу также интересно читать из-за ее главной героини, стойкой и находчивой женщины, которая сталкивается с извечными проблемами баланса между работой и семьей."
Телеграм-канал «Интриги книги»