В обзоре приведены показатели сентября, которые становятся известными быстро.
Мировая экономика
Экономика России
Напомним, что индекс PMI ниже 50 пунктов означает снижение деловой активности, выше 50 пунктов – рост.
Источник иллюстрации: S&P Global
Далее показана ситуация по странам.
Сравним индекс PMI в производственном секторе между странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и странами «Большой семерки» (G7, представляющими коллективный Запад).
До сентября было очевидным преимущество группы стран БРИК (см., например, экспресс-обзор № 7). Сейчас преимущество уже не так очевидно.
На графике страны БРИК выделены зелёным цветом, а страны G7 – красным.
Источник иллюстрации: S&P Global
В двух странах G -7 индекс выше 50 пунктов – это Британия и Канада.
В двух странах БРИК (в России и Китае) индекс, наоборот, опустился ниже 50 пунктов.
По-прежнему самая неблагоприятная ситуация наблюдается в странах Еврозоны, включая таких членов G-7, как Германия, Франция. Самая лучшая ситуация в Индии, где деловая активность уверенно растёт.
С 52,8 пунктов в августе индекс Global PMI Composite (сводный, объединяющий промышленность и услуги) снизился до 52,0 пунктов в сентябре. Но при этом остаётся выше 50 пунктов.
Источник иллюстрации: S&P Global
Напомним, что индекс выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
Композитный индекс в мировой экономике выше 50 пунктов (= рост активности) уже 20 месяцев.
Инфляция по итогам сентября пока неизвестна. Но если наша оценка верна (8,6%), то реальная денежная масса (РДМ) ускорила рост с 8,1% годовых месяц назад до 10,0% годовых на 1 октября.
Оценка
Что темпы роста РДМ не снизились, а подросли — уже хорошо.
Ещё лучше будет, если Эльвира Набиуллина пробьёт свой потолок ещё раз.
Деловая активность в российской обрабатывающей промышленности в сентябре снизилась впервые с 2022 года. Об этом говорит индекс PMI от S&P Global.
При этом среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия) остаётся высоким, выше 53 пунктов.
Обратите внимание: в 2009-2023 (15 лет) показатель до этого уровня не поднимался ни разу.
Насколько нынешнее падение активности устойчиво, станет ясно через месяц. Мы также обратим внимание на другие индексы, например, на индекс бизнес-климата от ЦБ, который будет скоро опубликован (см. ближайшие недельные обзоры здесь).
Индекс деловой активности в секторе услуг в сентябре составил 50,5 пункта. Индекс выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия), ниже пика 2021 года.
Прогноз: мы ожидаем, что после временного замедления рост индекса деловой активности в услугах возобновится.
Композитный индекс PMI (промышленность + услуги) в сентябре составил 49,4 пункта. Это говорит о падении деловой активности в экономике Россия в целом.
Промышленность -э то около 30% ВВП (обрабатывающая — ещё меньше). А услуги – это более 60% ВВП. Несмотря на свою малую долю, падение PMI в промышленности увело сводный/композитный индекс в красную зону падения.
Среднегодовой индекс (синяя линия) на уровне максимумов 2021 года.
По данным агентства «Автостат» в сентябре было зарегистрировано 150 879 легковых автомобилей – лучший месяц с апреля «довоенного» 2021 года.
Это на 37% больше, чем в сентябре прошлого года.
Темпы роста в апреле 2023 года были на пике (+170% годовых). Затем они замедлялись. Но в августе-сентябре замедление остановилось. Второй месяц подряд оно держится на уровне 35 - 37% годовых.
За последние 12 месяцев (скользящий год) рынок составил 1 496 тыс. автомобилей.
Говоря иначе, отметка 1,5 миллиона штук практически достигнута.
Если продлить текущий тренд, то по итогам года рынок может вырасти до 1,62 млн. (см. пунктирную линию на графике).
На хорошие продажи сентября могло повлиять введение повышенного утильсбора с 1 октября. Если так, то мы увидим в октябре снижение продаж. Это станет ясно уже по первым недельным данным октября (публикуем их в наших еженедельных обзорах).
Автостат опубликовал данные по рынку грузовиков полной массой более 3,5 тонн. Учитывая эти данные, рынок тяжёлых грузовиков, по нашим расчётам, мог составить в сентябре 9,1 тыс.
Итоги сентября, по такой нашей оценке, на 30% меньше, чем в сентябре прошлого года.
По сравнению с августом (-39%) падение замедлилось. Рынок падает седьмой месяц подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) регистрации составили 121 тысячу. Несмотря на падение, рынок всё ещё выше пиков 2012 года.
Если тренд продолжится, то по итогам года будет около 109 тысяч. 2024 год в этом случае не войдёт в тройку лучших. Третье место останется за 2008 годом (110 тыс.).
Напомним, что это наша предварительная оценка рынка тяжёлых грузовиков в сентябре.
В сентябре, по нашей предварительной оценке, по железным дорогам было перевезено 94,79 млн. тонн грузов.
Это на 6,3% меньше, чем в сентябре прошлого года.
Падение продолжается уже 12 месяцев подряд, причём ускоряется.
За последние 12 месяцев (скользящий год) объём перевозок составил 1,20 млрд тонн.
Показатель уже не первый месяц ниже кризисного минимума 2016 года, на уровне 2010 года.
Как минимум, частично падение перевозок по железным дорогам (с 1,3 до 1,2 млрд. тонн в 2019 и 2024 годах, соответственно) компенсируется ростом автомобильных грузоперевозок.
Довоенный объём коммерческих автомобильных грузоперевозок – это в среднем около 1,6 млрд. тонн.
В 2023 году этот объём вырос до 2,4 млрд. тонн, а в 2024 году может вырасти до 2,6 млрд. тонн (при сохранении темпов роста за первые 7 месяцев года), см. график выше. И это только коммерческие перевозки (данные Росстата).
О возможных причинах снижения перевозок по железным дорогам см. также "Экспресс-обзор за май 2024".
По предварительным данным, перевозки цемента по железным дорогам составили 2,27 млн. тонн.
Это на 1,4% больше, чем в сентябре прошлого года.
Перевозки цемента ж.д. транспортом начали расти в годовом выражении. Это первый месяц роста после 6 месяцев падения подряд.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 23,6 млн тонн.
Таким образом, перевозки цемента стабилизировались на уровне 23-летней давности (2001 года).
Напомним, что по железным дорогам перевозится всё меньшая часть произведённого цемента.
Если в 2000 году львиная доля цемента перевозилась по железным дорогам (68%), то по итогам 2023 года эта доля опустилась ниже 40%.
ОБ ЭКСПРЕСС — ОБЗОРАХ ЗА МЕСЯЦЕженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
Биржевая сводка. Все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть, золото и другие. Их мы включаем в «Биржевую сводку», которая выходит в первый-второй день месяца.
Экспресс-обзор. Остальные показатели мы включаем в «Экспресс-обзор», который выходит 6-7 числа месяца. Это такие показатели как:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI, а также
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Следующий экспресс-обзор — за октябрь — выйдет 6-7 ноября.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии