Взгляды на рост населения сильно изменились. Два с четвертью века назад, когда население Земли составляло менее миллиарда человек, Томас Мальтус знаменито заявил, что рост населения зашел слишком далеко, и с ужасом предсказал, что «население имеет тенденцию расти до тех пор, пока низший класс не начнет испытывать лишения, нужду и большую подверженность войне голоду и болезням». Как известно, его прогнозы оказались ошибочными. Однако его тезис о том, что «люди склонны использовать изобилие для роста населения, а не для поддержания высокого уровня жизни», сегодня кажется столь же верным, как и прежде. Возможно, нынешнее бедственное положение менее удачливых людей еще больше подтверждает его идеи. Как бы то ни было, сегодня, когда население Земли составляет 8 миллиардов человек, инвесторы и политики постоянно предупреждают нас об опасностях депопуляции. Инвесторы избегают вкладывать деньги в Европу, Корею, Японию (хотя уже не так сильно) и другие регионы, где население может сокращаться. Здесь мы выскажем свою точку зрения: рост населения нежелателен. По нашему скромному мнению, политики стремятся к этому потому, что в большинстве стран пенсионные системы фактически представляют собой схемы Понци, требующие все большего числа людей для финансирования «пустых» обещаний, которые были даны предыдущим поколениям.
Фонд социального обеспечения.
Кроме того, почему люди хотят жить в более перенаселенном мире? Больше людей, больше пробок, больше углерода, больше глобального потепления (возможно), больше войн, поскольку люди сражаются за скудные ресурсы и еду, быстрее распространяются болезни, поскольку люди живут в тесных коридорах, много загрязнений, и сохраняется тенденция к уменьшению флоры и фауны, уменьшению пахотных земель/пищи, уменьшению ресурсов по мере их потребления. Дюжину или около того лет назад Джереми Грэнтэм, следуя по стопам Мальтуса, написал следующее:
Джереми Грэнтэм (Jeremy Grantham)
Краткое содержание статьи
Мир истощает свои природные ресурсы с угрожающей скоростью, и это привело к постоянному изменению их стоимости. Нам всем нужно адаптировать свое поведение к новым условиям. Было бы лучше, если бы мы сделали это быстро.
Резюме
— Примерно до 1800 года у нашего вида не было запаса прочности, и он, как и другие животные, жил на пределе запасов пищи, испытывая то спад, то увеличение численности.
— Примерно с 1800 года использование углеводородов привело к резкому росту потребления энергии, продовольствия и, благодаря созданию излишков, к резкому росту благосостояния и научному прогрессу. С 1800 года население выросло с 800 миллионов до 7 миллиардов, приближаясь, по оценкам, как минимум к 8 миллиардам.
— Рост численности населения, десятикратное увеличение благосостояния в развитых странах и нынешний взрывной рост в развивающихся странах быстро истощили наши ограниченные ресурсы углеводородов и металлов, удобрений, доступной земли и воды.
— В настоящее время, несмотря на массовое увеличение использования удобрений, рост урожайности сельскохозяйственных культур на акр снизился с 3,5% в 1960-х годах до 1,2% сегодня. Новых плодородных земель становится все меньше, и по мере того, как люди становятся богаче, они едят все больше мяса, в котором больше зерна. Поскольку численность населения продолжает увеличиваться более чем на 1%, запас прочности невелик.
— Оптимистичным, ориентированным на краткосрочную перспективу и относительно немногочисленным людям (особенно политикам) нелегко понять проблемы, связанные с ускорением экономического роста в условиях ограниченности ресурсов.
— Дело в том, что ни один комплексный экономический рост не является устойчивым. Если мы будем продолжать отчаянно стремиться к росту, у нас все закончится, и мы потерпим крах. Мы должны заменить количественный рост качественным.
Популяция.
Возвращаясь к нашему вопросу, отметим, что со времен Мальтуса население выросло в восемь раз, но планета не увеличилась. Ресурсы Земли не увеличились (они сократились/расходовались). Доступная пресная вода не увеличилась. Может быть, Землю можно сравнить с чашкой Петри? Остается надеяться, что человечество перестанет расширяться. Интересно, что в целом страны с быстро растущим населением являются самыми бедными. Китай, как яркий пример, был очень беден, пока не ввел политику одного ребенка. С тех пор они совершили экономическое чудо. Инвесторам стоит обратить внимание. Столетия назад люди нуждались в детях, чтобы работать на ферме. В современном мире дети — это большая статья расходов, требующая питания, жилья, ухода за детьми и образования, в то время как отправлять их на работу практически не нужно и нежелательно. И, к счастью, большинство детей сейчас здоровы и доживают до совершеннолетия. Поэтому логично, что большинство семей сейчас предпочитают оставаться меньшими по размеру. Отличаются ли экономические показатели для стран? Для всего мира? Превышение ресурсов — это проблема любого уровня. (Удручающую историю этого вопроса можно найти в книге «Коллапс» Джареда Даймонда). Мы не планируем быть директивными и не предлагаем ответов на проблему перенаселения. Мы говорим о том, что взгляды меняются со временем. Далее мы официально заявляем, что в течение следующего десятилетия, учитывая текущие оценки, инвесторы будут лучше работать в Корее и Юго-Восточной Азии, чем в Индии, быстрорастущем и любимом рынке.
Золото и другие драгоценные металлы также зависят от готовности людей поверить в то, что они являются деньгами. В настоящее время большинство стран и людей не рассматривают его как деньги (хотя сейчас они приписывают золоту большую ценность, чем когда-либо в истории). Мы не можем с уверенностью сказать, что они будут рассматриваться как деньги и в будущем. Но если бы нужно было выбрать что-то одно в качестве денег и хранилища богатства, трудно было бы придумать что-то лучшее или почти такое же хорошее. (Криптовалюты — это интересная история, у них много замечательных качеств, но в некоторых областях они не выдерживают испытания временем). Драгоценные металлы редки, инертны, делимы, привлекательны, никому не «должны» и имеют долгую историю в качестве денег.
Будущее повышение теневой цены на золото?
Мировой долг.