Вторая мировая война была войной аналитиков — разведка приносила столько информации, что нужно было отделить в ней правду от лжи.
Так летом 1943 года союзники перехватили сообщения о том, что немецкие инженеры изобрели какое-то «супероружие». Вскоре об этом заговорили на нацистском радио — кто-то предположил, что это простая пропаганда, а кто-то воспринял эту новость всерьез.
При этом аналитики долго не могли понять, что же это за оружие — по немецким каналам неслись тысячи сообщений, которые противоречили друг другу. Немцы запутывали своих противников, заставляя их мозговые центры работать на пределе возможностей.
Но тайна «супероружия» все же была разгадана. Вот что писал об этом Малкольм Гладуэлл:
«Если рассмотреть заключения американских аналитиков, то целый 81% из них оказался верным. Но с новейшим оружием — ракетой «Фау-1» — они промахнулись. Самую блестящую работу тут проделали британцы. Они отслеживали частоту сообщений и сумели вычислить дату запуска ракеты.
Почему американцы потерпели неудачу? По словам аналитика Александра Джорджа, они не имели разработанных методов анализа и гипотез и полагались на субъективный анализ. То есть, каждый из них действовал на свое усмотрение».
В мире финансов мы видим что-то похожее — на нас сваливается огромный объем информации, разобраться в котором очень сложно. И некоторые компании специально раздувают свои отчеты — они действуют по немецким шаблонам и запутывают инвесторов.
Взять, к примеру, громкую историю с компанией Enron – у нее была такая запутанная бухгалтерия, что на ее расшифровку ушло несколько лет. Она активно использовала «предприятия специального назначения» – на них перекидывали активы и под их залог брали банковские ссуды.
Если же активов не хватало, то эту разницу восполняли акциями Enron – по факту компания продавала части себя самой себе. Эти махинации отражались в отчетах, так что никто никого не обманывал — правда докопаться до истины было очень сложно.
Все дело в том, что у Enron было около 3 тысяч таких предприятий — и документация по каждому из них занимала более 1000 страниц! Ну кто из инвесторов стал бы изучать 3 миллиона страниц?
Даже краткие отчеты о ПСН, составленные сторонними компаниями, занимали по 40 страниц одинарного текста. То есть, краткое изложение фиктивных компаний Enron заняло бы 120 тысяч страниц. А краткое изложение краткого изложения разместилось на тысяче страниц..
После этого юрист Стивен Шварц сделал вывод:
«Дело Enron доказывает прежде всего то, что в эпоху постоянного усложнения финансов «поклонение принципу раскрытия информации» — идея, согласно которой чем больше компания рассказывает нам про свой бизнес, тем лучше идут наши дела, — осталась в прошлом».
Только вот все это не ушло в прошлое — сейчас к отчетам компаний добавились еще и «мнения экспертов», которые публикуют финансовые блоги и СМИ. Все это еще дальше уводит нас в рыночные джунгли — мы все больше запутываемся, поддаемся эмоциям и совершаем ошибки.
Что тут можно посоветовать? Нужно опираться на сухой язык цифр, а так же на то, как компания выполняет свои прогнозы и обещания. Ну и смотреть поменьше красивых и отвлекающих картинок :)
Ведь как сказал Питер Линч: «Вкладывайте деньги в компанию, у которой меньше цветных фотографий в годовом отчете».
*****
Еще больше статей вы найдете на канале Финансовый Механизм