Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
Y Combinator (YC) называют «Гарвардом стартап-акселераторов» и, пожалуй, самым популярным стартап-инкубатором в мире. Для тех, кто не знаком с экосистемой стартапов, Y Combinator — это «загрузочный лагерь» для новых компаний. Основатели, попавшие в YC, получают 500 тысяч долларов в качестве стартовых инвестиций на 7% акций своей компании. Кроме того, основатели погружаются в 3-месячную когорту с другими ~300 стартапами, которые сортируются по группам и наставляются успешными основателями. Все это говорит о том, что YC — чрезвычайно избирательный клуб с уровнем приема ~1,5%, и он дает основателям доступ к большой сети, будущему финансированию и мгновенной известности.
Результаты говорят сами за себя. 4% компаний из YC становятся единорогами (по сравнению с 2,5% для аналогичных стартапов seed-стадии, поддерживаемых венчурными компаниями), и YC профинансировал более 90 компаний с миллиардным капиталом. Среди лучших компаний YC — Stripe, Airbnb, Reddit и многие другие…
По нашим приблизительным подсчетам, YC инвестировала около 1 миллиарда долларов в 5 000 компаний, которые в совокупности оцениваются в 600 миллиардов долларов. Можно с уверенностью сказать, что команда YC получила невероятную прибыль от своих инвестиций. Но большая часть этих доходов доступна только ограниченным партнерам, которые инвестируют в YC. Розничному инвестору практически невозможно получить доступ к этим сделкам, поэтому лучше всего инвестировать сразу же после того, как эти компании станут публичными.
Согласно данным YC, 17 компаний, прошедших через YC, стали публичными. Среди них такие известные имена, как Coinbase, Airbnb, DoorDash и Reddit. Как же их успех на частном рынке отразился на успехах розничных инвесторов на публичном рынке?
Результаты поразительны.
Цена — это то, что вы платите; ценность — это то, что вы получаете. — Уоррен Баффетт
Одной из крупнейших компаний в этом списке была Coinbase, которая на момент IPO оценивалась в 47 миллиардов долларов, что примерно в 40 раз превышало ее выручку за 2020 год в 1,2 миллиарда долларов. Такая оценка была во многом обусловлена бычьим рынком криптовалют. В течение года выручка компании выросла до 7 миллиардов долларов благодаря крипто-волне, а затем рухнула до 3,1 миллиарда долларов в 2022 году. Компания понесла убытки до налогообложения в 2022 и 2023 годах. Экстраполяция исключительных показателей 2020 и 2021 годов на будущее привела к неустойчивым оценкам, что отразилось на долгосрочной доходности акций.
Эта тема повторяется и в других компаниях YC, вышедших на биржу. Давайте посмотрим на две другие компании, которые представляют собой наиболее экстремальные случаи разрушения стоимости.
Инвестиции в истории роста редко оказываются удачными, особенно при таких высоких оценках. Невероятно высокий мультипликатор выручки напоминает нам слова Скотта Макнили, генерального директора Sun Microsystems, сказанные в интервью Bloomberg сразу после краха доткомов в 2002 году.
Разительный контраст между успехами Y Combinator на частном рынке и борьбой на публичном рынке выявляет интересный парадокс современной технологической экосистемы. Частные рынки могут поддерживать более высокие оценки, основываясь только на потенциале — инвесторы готовы делать ставки на дальновидные идеи и прогнозируемый рост. Но если вы не Tesla, публичные рынки в конечном итоге требуют ощутимых результатов, что часто приводит к болезненным просадкам.
Этот отчет ни в коем случае не направлен на то, чтобы бросить тень на YC. Они создали несколько невероятных компаний, таких как Stripe (забавный факт — Stripe сейчас обрабатывает более 1% мирового ВВП!), Airbnb и Dropbox.
К сожалению, к тому времени, когда большинство этих компаний выходят на IPO, шумиха вокруг них доводит их до неприемлемых оценок. И хотя первоначальным инвесторам и основателям компании это приносит большие доходы, розничные инвесторы часто оказываются в проигрыше, когда рыночные ожидания меняются.