За это время компания трансформировалась из первой в России ломбардной сети в группу «МГКЛ» с устойчивым высокотехнологичным диверсифицированным бизнесом.
Как все начиналось
Ровно 100 лет назад, 5 июля 1924 года, постановлением Народного комиссариата финансов РСФСР был учреждён Московский городской ломбард. С этого момента начинается отсчёт непрерывной истории «Мосгорломбарда», задача которого была достаточно проста: помочь людям в трудных ситуациях, предоставив им возможность получить займ под залог ценных вещей. Во время Великой Отечественной Войны, когда приём ценностей был приостановлен, сотрудники ломбарда охраняли имущество граждан, чтобы после окончания войны выдать его без штрафных пеней.
Особенно популярен Мосгорломбард был в годы перестройки. Этому факту способствовал нарастающий финансовый кризис, переходный период в жизни страны и отсутствие денежной массы у населения. Три здания «Мосгорломбарда» по 3,5-6 тыс. кв. м. были целиком заполнены заложенным имуществом.
К концу 1980-х ломбардная индустрия в СССР переживала период расцвета в силу огромной потребности граждан в денежных ссудах. Каждое утро у дверей ломбардов скапливались длинные очереди. За все время своей работы ломбарды показали устойчивость к системным рискам, и даже неоднократно показывали контрцикличность во времена различного рода кризисов.
«Мосгорломбард» — «МГКЛ»
С 2018 года в истории компании начался новый этап – группа частных инвесторов выкупила компанию у ВТБ и запустила реализацию новой стратегии развития. С 2020 года число отделений увеличилось с 17 до 110 в настоящий момент, «Мосгорломбард» первой среди ломбардного сектора запустил различные услуги – он-лайн оплату процентов, дистанционные услуги оценки с услугой выезда. На тот момент лишь небольшое количество ломбардов делали ставку на онлайн – так, оформление залогового билета в электронном виде могли делать клиенты только 7% российских ломбардов. А дистанционное продление займа в личном кабинете стало нововведением «Мосгорломбарда», который первый на рынке представил сервисы по онлайн продлению займов еще в 2019 году. Уникальной разработкой стала и внутренняя скоринговая клиентская модель, которая автоматически оценивает профиль клиента и допустимые условия займа.
За короткий период с 2019 по 2022 год группа «МГКЛ» прошла первый серьезный инвестиционный этап: провела реинжиниринг бизнес-процессов с фокусом на автоматизацию, повышение эффективности операций и закрытие неэффективных точек, кратное масштабирование бизнеса с 17 до 109 точек. В 2023 году «МГКЛ» закончила реализацию первого этапа стратегии развития, показав кратный рост бизнеса (по отношению к 2018 году) – кредитный портфель и выручка выросли в 6 раз, чистая прибыль – в 8 раз.
«Мы добились этого за счет нашей экспертизы в области оценки качества и подлинности вещей, опытной команды, устойчивой бизнес-модели», — отметил генеральный директор материнской компании Группы «МГКЛ» — ПАО «МГКЛ» — Алексей Лазутин.
Ресейл – органическое продолжение развития бизнеса «МГКЛ»
Направление ресейла «МГКЛ» развивает уже несколько лет. Первоначально направление было представлено сетью отделений «Мосгорломбарда» — почти половина из них являются универсальными и предлагают высоколиквидные позиции (ювелирные украшения, мех, технику) для вторичной продажи.
«В 2023 году мы вывели ресейл из контура ломбардной деятельности, выделив его в отдельное подразделение – «Ресейл Маркет», которое последовательно развиваем. Мы вышли на площадки крупнейших маркетплейсов, таким образом мощно усилив онлайн-составляющую ресейл-направления, сейчас расширяем офлайн-инфраструктуру в том числе в регионах», — отметил Алексей Лазутин.
Сегодня «МГКЛ» развивает ресейл направление в онлайне и оффлайне. Группа работает на площадках Яндекс.Маркета, Авито, Ozon, Wildberries. В 2023 году «Ресейл Маркет» запустил доставку по всей России, таким образом расширив присутствие на все регионы нашей страны. Также последовательно развивается офлайн-инфраструктура направления – так, в Москве уже работают четыре отделения «Ресейл Маркет», открытые в конце 2023 года в торговых галереях гипермаркетов «Ашан» и ТЦ «Мега». Они имеют увеличенную площадь по сравнению с ломбардными отделениями (около 30 м2) и ориентированы на покупку и продажу товаров «с историей», а также на реализацию розничным покупателям невостребованных залогов — подержанных меховых, ювелирных изделий и техники. Накануне 100 летнего юбилея открыто первое региональное отделение сети – в Нижнем Новгороде. В случае успеха пилотного регионального проекта компания планирует расширить сеть «Ресейл Маркет» до 30 регионов.
Гармоничное эволюционное развитие направления ресейла позволит кратно увеличить емкость рынка присутствия «МГКЛ». С момента пандемии большое количество потребителей переходят в онлайн, где уже есть игроки, позволяющие физическим и юридическим лицам покупать и продавать товары быстро, а иногда и с гарантией. Но экспертиза «МГКЛ» в области верификации подлинности материалов (драгоценные металлы, мех) и техники дает компании преимущество перед другими участниками рынка.
Вторичный трейдинг для роста оборота
В 2023 году в контур группы «МГКЛ» вошла компания «Лот-Золото НДС» — лидер на российском рынке вторичного оборота драгметаллов. Развитие оптового направления трейдинга драгоценных металлов позволяет существенно нарастить обороты с одновременным эффективным управлением временно свободной ликвидностью.
В марте 2024 года «Лот-Золото НДС» провело первую оптовую сделку по продаже готовых изделий из золота, которая открыла новое направление деятельности компании, которая до этого занималась только оптовыми продажами драгоценных металлов в виде слитков банкам и в виде гранул ювелирным производителям. «Лот-Золото НДС» планирует выйти на оборот в 10 кг готовой продукции в месяц, что эквивалентно ежегодной выручке в 600-700 млн рублей. Прирост этого направления предполагается на уровне 30-40% в год. Предполагается, что основными клиентами станут существующие потребители драгоценных металлов, которые сейчас приобретают у компании металл для дальнейшего производства готовых изделий. Для них эта услуга станет более удобным и эффективным способом торговли: приобретение готовой продукции значительно быстрее, чем отправка металла на производство, которое занимает от 30 до 60 дней. Запуск оптовой реализации готовых ювелирных изделий обеспечит дополнительную доходность и укрепит позиции Группы на рынке оптовой торговли драгоценными металлами.
Также «МГКЛ» начала подготовку к участию в торгах драгоценными металлами на Московской Бирже. В случае дальнейшего допуска к торгам, ПАО «МГКЛ» станет единственным участником вторичного оборота драгоценных металлов, который сможет осуществлять такие операции на Московской Бирже. «Биржевой рынок вторичных драгметаллов значительно шире внебиржевого и является более выгодным с точки зрения стоимости их покупки и продажи. Мы планируем покупать и продавать аффинированный металл в слитках и можем использовать производные финансовые инструменты на драгметаллы, чтобы хеджировать ценовые риски», – отметил Алексей Лазутин.
Первый публичный игрок ломбардного сектора
В декабре 2023 года ПАО «МГКЛ» провело IPO на Московской бирже, став первым публичным участником отрасли. Но стоит отметить, что группа не была новичком на публичном рынке и уже была знакома потенциальным инвесторам – на счету «МГКЛ» к моменту IPO было несколько раундов выпущенных коммерческих и биржевых облигаций. Средства, привлеченные за счет дополнительной эмиссии акций, составили примерно 303 млн рублей. В результате IPO цена акции составила 2,5 рублей за акцию, а рыночная капитализация компании на момент начала торгов составила 3,17 млрд рублей.
Первые финансовые результаты «МГКЛ» в качестве публичной компании впечатлили инвесторов: консолидированная выручка по МСФО составила 2,2 млрд рублей, увеличившись на 54% год к году, EBITDA составила 785 млн рублей, показав двукратный рост, чистая прибыль выросла более чем в 100 раз, до 262 млн рублей. Группа выплатила дивиденды по итогам работы в 2023 году 38,7% чистой прибыли. Причем, на обыкновенную и привилегированную акции были одинаковые суммы выплат – такое решение принял совет директоров с целью соблюдения прав всех акционеров. С этой же целью привилегированные акции были конвертированы в обыкновенные, это событие было анонсировано еще до подготовки к IPO. А увеличение free-float в результате конвертации – с 14,6% до 27,6% по подсчетам эмитента – может в дальнейшем способствовать пересмотру уровня листинга и благоприятно повлияет на вес нашей бумаги в индексе Мосбиржи IPO (MIPO).
В перспективе — рост
Крупнейшие российские инвестиционные банки полагают, что акции «МГКЛ» должны существенно вырасти в ближайшее время. Так, аналитики «ЦИФРА Брокер» оценили потенциал роста котировок акций ПАО «МГКЛ» в 31% от текущих уровней – до 3,58р за акцию в горизонте 12 месяцев. Укрепление позиций «МГКЛ» на рынке ресейла в «Цифра Брокер» обозначили как одну из ключевых предпосылок роста бизнеса группы.
Аналитики ИБ «Синара» поставили целевую цену акции ПАО «МГКЛ» – 3,5 руб. с рейтингом «покупать». В инвестбанке считают, что рост ломбардного бизнеса и ресейла позволит нарастить чистую прибыль, а выплаты не менее 50% чистой прибыли обеспечат стабильно растущие дивиденды. «Используя модель дисконтирования дивидендов, мы получили справедливую стоимость компании в 6,1 млрд руб., рыночную капитализацию — в 4,5 млрд руб. на конец 2024 г. Были использованы следующие допущения: безрисковая ставка — 14%, премия за риск по инвестициям в акции — 7%, стоимость капитала — 24,5%, рост в постпрогнозный период 8%. Таким образом, целевая цена составляет 3,5 руб. на акцию и предполагает 36% потенциала роста до конца года», — отметила старший аналитик ИБ «Синара» Мария Лукина.
Основным драйвером роста бизнеса «МГКЛ» станет реализация стратегии развития на основных рынках – ломбардном и ресейла. «МГКЛ» рассчитывает консолидировать московский рынок, наращивая количество отделений до 400 в долгосрочной перспективе, в том числе путем сделок слияний и приобретений. «Мы ведем переговоры о покупке ряда ломбардных сетей в Московском регионе с целью расширить свое присутствие в сегменте залоговых займов с текущих 11% до 40% к 2027 году. Для усиления присутствия на рынке ресейла мы активно развиваем как онлайн-присутствие, так и офлайн инфраструктуру, последовательно решая задачу занять долю в 3% российского рынка ресейла к 2027 году, который тогда вырастет до 3 трлн рублей. Стратегическая цель развития бизнеса – это зарабатывание денег нашим акционерам и инвесторам, не важно сколько их и с помощью каких инструментов они инвестировали в ПАО «МГКЛ»», — подчеркнул Алексей Лазутин.