Игорь Сечин встретился с руководством трех крупнейших нефтегазовых игроков Поднебесной: CNPC, Sinopec и CNOOC. По сообщениям СМИ, речь шла о совместной разработке шельфов Баренцева и Печерского морей. Подобные соглашения Роснефть уже заключила с американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil. Кроме того, есть стратегическое партнерство с британской ВР.
Но перспективных проектов много: в конце прошлого месяца Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче Роснефти 12 участков на российском шельфе. Некоторые эксперты уверены, что для освоения всех месторождений компании понадобится большой пул партнеров. Говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
«Чем больше партнеров будет в таком сложном и высокозатратном проекте, как арктический шельф, тем быстрее мы продвинемся в геологоразведке и в промышленном освоении. Соглашения подписываются как со странами, которые обладают подобными технологиями, так и со странами, обладающими дополнительными финансовыми ресурсами».
Ряд аналитиков придерживаются мнения, что главная цель Роснефти — через партнеров укрепить позиции на азиатском рынке сбыта. В ходе визита Игорь Сечин встретился с вице-премьером Госсовета КНР Ван Цишанем. И, как сообщает пресс-служба госкомпании, договорился о существенном увеличении нефтяных поставок в Китай. Пока они невелики - около 15 млн тонн нефти в год. Именно расширение экспорта интересует россиян в первую очередь, считает аналитик финансовой группы «ИФД „Капитал“Виталий Крюков:
»Китайцы нас в большей степени интересуют как очень сильные потребители сырья - нефти и газа. Если проекты на шельфе будут успешны, то оттуда вполне можно поставлять и сжиженный газ, и нефть в Китай. Стратегия России в последние годы очень сильно поменялась, идет очень мощная переориентация на азиатские рынки. И компании всячески пытаются выйти на азиатских потребителей. Это можно сделать, привлекая потребителей в реальные проекты".
Еще в ходе минувшего саммита АТЭС во Владивостоке, российское руководство провозгласило так называемый азиатский вектор. В том числе в поставках углеводородов. Эксперты объясняют это желанием снизить зависимость от Европы - главного потребителя российской нефти и газа. Экономика континента переживает не лучшие времена, к тому же партнеры из Старого Света активно расширяют географию закупок. Тем не менее Виталий Крюков уверен, что как минимум в среднесрочной перспективе Европа останется главным потребителем российского топлива:
«Наше присутствие на азиатском рынке будет меньше, чем на европейском. Очень сложно за короткий промежуток времени переориентировать поставки. Для этого требуются колоссальные инвестиции в освоение новых проектов в Восточной Сибири, которые будут ориентированы на азиатский рынок. Это невозможно сделать за несколько лет. Но в целом вектор понятен. И в ближайшие годы мы будем видеть все больше и больше проектов, которые будут ориентироваться на азиатский рынок».
Наибольший прирост продаж будет именно в Азии. Уже в ближайшие три-четыре года, по прогнозам экспертов, объемы экспорта в этот регион могут удвоиться.
P.S.
Зачем Сечин убивает Газпром.
Роснефть — возьмет на себя Азию и российский Дальний Восток.
PS Инвестпрограммы у обеих компаний можно делать безразмерными с известными вытекающими.