Бодрое утро коллеги. В новостном фоне мелькает новость о системе «Антифрод» многие из вас наверное даже не обращали внимание на нее. Но вы только вдумайтесь в суть этой новости. В России около 2.000 операторов связи и для борьбы с подменными номерами и прочими мошенниками они все должны быть подключены к системе «Антифрод». Однако многие операторы сотовой и стационарной связи отказываются подключаться к этой системе по разным причинам. Тоесть, это означает, что некоторые операторы прекрасно понимают что их связью пользуются мошенники и прочие спамеры, но всеравно предоставляют им услуги связи.
Здесь оставлю саму новость:
«Операторы по требованию РКН начали блокировать звонки от абонентов компаний, не подключенных к системе «Антифрод». С созданной для борьбы с мошенниками системой, пока не взаимодействует ряд компаний, в том числе «Газпром Телеком».
Подведомственное Роскомнадзору ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ) разослало операторам связи уведомление о запрете пропускать звонки с номеров телефонов, не загруженных в систему «Антифрод»: то есть абонент оператора, который не подключен к этой системе, не сможет дозвониться до других абонентов. Об этом рассказал гендиректор «ТелеСтор» Никита Капитанский, выступая в пятницу, 21 июня, на Night Telecom Forum.
Представитель Роскомнадзора подтвердил, что они обновили методические рекомендации для операторов связи: по новым требованиям те не должны пропускать звонки своим абонентам от операторов, не подключенных к системе «Антифрод». «Эти меры необходимы для того, чтобы защитить людей от мошенников и вымогателей. Звонки с подменных номеров — один из распространенных способов мошенничества», — отметил представитель РКН.»
Прокуратурой Ленинградской области предъявлен первый иск к оператору сотовой связи о взыскании с него в пользу потерпевшего по уголовному делу денежных средств, похищенных телефонными мошенниками
Разработка искового заявления вызвана приоритетным вниманием, уделяемым в надзорной деятельности прокуратуры вопросам восстановления нарушенных прав лиц, для которых в силу возраста и иных уважительных обстоятельств затруднено самостоятельное обращение к механизмам судебной защиты.
Немало таких лиц являются потерпевшими по уголовным делам о так называемых «дистанционных мошенничествах». Преступники, представляясь сотрудниками банков или правоохранительных органов, в телефонном разговоре вводят их в заблуждение относительно вымышленных угроз безопасности их деньгам на банковских счетах, после чего обманным путем получают к ним доступ и похищают.
Почти каждое второе преступление данной категории совершается в отношении пенсионеров, ветеранов, а предметом хищения являются их личные сбережения, накопленные на старость.
При этом, для целей шифрования неправомерных действий преступники нередко используют «подменные» телефонные номера. С помощью современных цифровых технологий реальный номер звонящего мошенника, находящегося за пределами нашей страны, подменяется им на другой, соответствующий российской системе нумерации. У пострадавшего не остается сомнений, что ему звонят с территории нашей страны.
Для того, чтобы не допустить таких звонков, профильное законодательство содержит положения об обязанности оператора связи прекратить оказание услуг (не пропустить иностранный вызов в свою сеть), если номер абонента искусственно подменен.
Невыполнение такой обязанности является основанием для привлечения оператора связи к административной ответственности по статье 13.2.1 КоАП РФ.
Одновременно бездействие сотового оператора, с нарушением закона позволившего мошеннику осуществить телефонный звонок, влечет ненадлежащее оказание абоненту услуги связи и причинение ему имущественного ущерба в размере материальных потерь, понесенных в процессе либо в связи с ее оказанием.
С учетом этого, по поручению прокурора региона прокурором Ломоносовского района Ленинградской области по итогам анализа одного из подобных случаев в суд направлено исковое заявление в защиту прав местного жителя, 1940 года рождения, о взыскании с оператора связи в его пользу средств, похищенных неустановленным мошенником, а также компенсации морального вреда.
Подобный способ защиты прав пострадавших ранее не использовался в правоприменительной практике. Таким образом будет создан дополнительный правовой механизм, позволяющий компенсировать имущественные потери, понесенные обманутыми людьми при бездействии сотовых операторов.