Китай, обидевшись на Евросоюз, поднявший пошлины на его электромобили, начал вставлять палки в колёса налаженному бизнесу по поставке премиальной свинины. «Камон, при чём тут хамон», — зарыдали испанцы, но было уже поздно, маховик торговой войны запущен, осталось только понять, что из этой битвы перепадёт на счёт российских предпринимателей.
Торговые войны продолжают терзать нашу измученную конфронтацией реальность. Стоило Евросоюзу ввести суперпошлины на электромобили китайского производства, как коммунисты выкатили ответку на ту европейскую еду, что подороже. Для кого такой ход стал сюрпризом? Ещё в мае Китай угрожал принять меры по экспорту авиации и продовольствия из ЕС, если тот не откажется от введения пошлин на китайские электромобили. Тогда Пекин направил длиннющее письмо в торговое ведомство Евросоюза с призывом к перемирию в разворачивающейся торговой войне.
Старый Свет пообещал проработать ответ на мирную инициативу и выкатил дополнительный тариф на продукцию концерна BYD в 17,4%, на продукцию бренда Geely — 20%, а для SAIC — сразу 38,1%. Все остальные производители электромобилей в Китае, которые сотрудничали с расследованием Еврокомиссии, столкнутся со средней пошлиной в размере 21%, а тех, кто от взаимодействия отказался, обложат пошлиной в 38,1%. Помогут ли такие заградительные барьеры собственному автопрому, который уже давно переживает не лучшие времена? Самое любопытное, что даже с 17-процетной надбавкой стоимость BYD будет дешевле, чем европейские аналоги. Китайский гигант даже в маркетинг научился играть лучше — выкупил все экраны вдоль футбольных полей на идущем вовсю Евро-2024. Там вообще, складывается ощущение, нет места европейским компаниям. Адидас, разве что мелькает время от времени.
Ну, не о том речь. Все вовлечённые в процесс начали потирать ладоши, ожидая ответку. Не успели высохнуть чернила на бумажке со свежеизобретёнными пошлинами, как КНР начала антидемпинговое расследование в отношении импорта свинины из ЕС. Всё, азиатская мясная лавочка захлопнула витрины, оглушительно хлопнув ставнями на прощанье. Хотя нам долгие годы рассказывали байки про то, как коммунисты готовы за чашку риса безвылазно на заводах вкалывать, выяснилось, что главным потребителем мяса хрюшек из ЕС стал именно Китай. И ладно бы спиралевидные хвосты закупали вагонами или копытца на холодец. Но нет — азиаты массово брали колбасные изделия и хамон, то есть самую настоящую продуктовую элитку. Вот теперь еврофермерам пришло время хвататься за сердечко, потому что продуктам с наибольшей маржой ворота в самый большой магазин закрыты, а африканские беженцы вряд ли в состоянии выкупить дорогое мясо, они и низкокачественной тушёнке в консервных банках рады.
И ведь на хрюшкой единой сыт европеец. Дальше по списку пойдёт борьба с элитным алкоголем типа коньяки/бренди/шампанское. Так что новые тарифы аукнутся в Европе по полной программе.
Такой инфоповод надо как-то обыгрывать. На помощь позвали Bloomberg, который потери фермеров решил занизить по полной программе. Подумаешь, что Китай является крупнейшим зарубежным рынком сбыта свинины в ЕС. В последние годы-то экспорт упал из-за внутреннего переизбытка предложения и низких цен. Объём торговли в прошлом году составили 1,83 миллиарда долларов, и то наибольшие доходы от этого получали Испания, Дания и Нидерланды. Интересно, что на блумберговском графике показаны цифры по замороженной или охлаждённой поросятине. Элитным мясопродуктам, которые отличает повышенные ценник, видимо просто места не нашлось.
«Камон, а как же хамон?», — мрачнеют испанцы. Ничего не поделаешь, придётся на окорока или ценник опускать или новый сбыт налаживать. В условиях закрытого для некоторых кораблей Красного моря та ещё перспектива. “Торговые войны никому не идут на пользу, особенно в отношении агропродовольственной продукции”, — подал голос министр сельского хозяйства Испании Луис Планас и пообещал сделать всё, чтобы избежать торговой войны. Как-то он поздно спохватился. Пошлины на китайские электромобили то уже с июля действовать начнут.
Немцы от вонйы за свинью сильно не теряют, но выдыхать рано. Нужно учитывать, что на некоторые автомобильные бренды вроде Volkswagen и Mercedes Benz, приходится более 30% их продаж в Китае. Можно не сомневаться, что поток люксовых автомобилей тоже иссякнет. Для правду рубящих СМИ тоже плюс — можно будет на каждом шагу рассказывать про стремительно нищающее население КНР, которое ни поесть себе позволить не может, ни за рулём прокатиться.
Само собой конфликт между китайцами и датчано-испанцами на фоне оглушительного хрюканья вызывает повышенный интерес у тех, кто хочет ворваться в этот премиальный-сегмент. Вон уже вовсю пошли разговоры о том, что поставщики свинины из Южной Америки и США могут получить долю рынка в Китае. Свой кусок пирога сулят и России — она и находится рядышком, и подвоз мяса партнёрам начала с февраля. На начало лета поставки свинины из России в Китай составили смешные 4260 тонн, но глава Россельхознадзора Сергей Данкверт говорил, что наша страна может экспортировать в Китай до 100 тысяч тонн свинины в 2024 году.
Вон глава Мираторга Виктор Линник на ПМЭФ-2024 заявил, что только его холдинг до конца 2024 года готов поставить в Китай около 40 тыс. тонн свинины. Тут, правда, большой вопрос, что за мясо они туда отправляют, от свежих туш отдача и близко не такая, как от сыровяленных окороков. Так что желание отечественных фермеров войти в нишу, высвобожденную электромобилями, похвально, однако какой-то крепкой почвы под ногами не имеет.
Трейдеры рынка мяса в Шанхае, предоставившие Reuters информацию на условиях конфиденциальности, сообщили, что поддерживают контакты с российскими экспортерами свинины. За десяток юаней кило филе, конечно, хочется покупать. Но ни за что не поверю, что это так же выгодно как торговля хамоном. Рано сиять от счастья, от проблем у наших торговых партнёров. Давно пора не только взращивать скот, но и делать из него продукты с высокой добавленной стоимостью, иначе скандал в китайско-европейском семействе не сильно отразится на благосостоянии российских аграриев.