Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
Учитывая проблемы Гонконга и длительные локдауны Ковида, а также то, что вторжение на Украину перевело Китай из категории «противник» в категорию «враг» в глазах Запада, и то, что в течение длительного времени в стране действовал медвежий рынок акций, немногие клиенты Gavekal посетили Китай за последние пять лет. Это очень жаль, поскольку за это время страна преобразилась.
Во-первых, это вся новая инфраструктура, которая была введена в эксплуатацию: высокоскоростные железнодорожные линии, автострады, аэропорты и тому подобное. Посетители Пекина или Шанхая уже привыкли к инфраструктуре первого мира за время своих прошлых поездок. Но тот факт, что Ханчжоу, Циндао, Далянь и другие крупные города имеют такое же качество инфраструктуры, является важным событием. Сидя в аэропорту и просматривая табло вылетов, забавно видеть множество рейсов в города, которые большинство не-китайцев не узнают.
Второе большое изменение — это цифровизация всего, причем до такой степени, что иностранцам, у которых на телефоне не установлены Alipay или WeChat, трудно делать такие простые вещи, как покупка билетов на метро или заказ такси.
Меня зовут Завьялов Илья Николаевич. Я предприниматель и увлекаюсь финансами. Добро пожаловать в мой блог.
Medium — medium.com/@IliaNicolaevichZavialov
Substack — ilianicolaevichzavialov.substack.com/
Третье впечатляющее изменение — это количество людей, говорящих на приличном английском языке. Это, пожалуй, не так уж удивительно, поскольку за последнее десятилетие число людей, посещающих университеты в Китае, резко возросло, как показано на графике ниже.
Четвертый большой сюрприз — это количество автомобилей на улицах, в частности электромобилей: их число на улицах сейчас намного больше, чем в любой другой стране. Кроме того, в стране появилось так много автомобильных брендов, которых еще десять лет назад просто не существовало.
Наконец, пятый сюрприз заключается в том, что загрязнение воздуха в городах стало менее сильным, чем раньше, как показано на графике ниже. Это объясняется (i) модернизацией китайской электросети, которая уменьшила зависимость от дизельных генераторов и грязного угля, (ii) внедрением электромобилей, о котором говорилось выше, и (iii) резким замедлением темпов строительства, поскольку производство цемента сильно загрязняет окружающую среду.
Что касается последнего пункта, то после беспорядков в Гонконге в 2019 году китайские лидеры явно решили, что, полагаясь на недвижимость в целях роста, они рискуют посеять семена народного недовольства и социальной нестабильности. Кроме того, после того как США запретили экспорт полупроводников, Китай был вынужден инвестировать значительные средства, чтобы продвинуться вверх по цепочке создания стоимости в промышленности. В эпоху конфликта великих держав, Китай должен был быстро сократить свою зависимость от западного мира. Поэтому банкам было рекомендовано отказаться от кредитования застройщиков и вместо этого направить свои кредиты на развитие китайской промышленности, как показано на графике ниже.
Пять лет спустя Китай стал огромным экспортером автомобилей, солнечных батарей, телекоммуникационных коммутаторов и железнодорожного оборудования. Внезапно весь остальной мир забеспокоился, что Китай станет еще большим дефляционным фактором для глобального роста, чем когда-либо, поскольку он экспортирует эти новые «избыточные мощности».
Это подводит меня к, возможно, самой главной вещи, которую упускают из виду те, кто не путешествует в Китай, а именно: насколько доступным он стал. Это особенно верно в сравнении с любой другой страной (кроме Японии!), но также и в сравнении с его собственной историей. Действительно, путешествие в Пекин или Шанхай в 2018 году не было выгодным. Но сегодня Expedia показывает, что в мае можно остановиться за 175-300 долларов США за ночь в отелях St. Regis, Four Seasons, Waldorf Astoria или Rosewood в Пекине или Шанхае. Такие города, как Ханчжоу (один из самых приятных крупных центров Китая), Чэнду (еще один замечательный китайский город) или Ухань (тоже хороший, только летом!), стоят гораздо дешевле — даже если речь идет о роскошных отелях очень высокого уровня. В популярные выходные дни к этим цифрам нужно добавить еще один ноль, чтобы остановиться в аналогичных отелях в Лондоне, Нью-Йорке или Париже. Для туристов Китай сейчас является очень выгодной сделкой. В то время как в остальном мире наблюдается инфляция, китайские цены в последние годы консолидируются, открывая впечатляющий разрыв в стоимости, который трудно оценить, если не побывать здесь.