Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
После того как крупнейшие мировые регуляторы приняли меры против ICO, эмитенты криптовалютных токенов перестали привлекать деньги от населения и перешли к частному финансированию со стороны венчурных фондов.
Если сравнить первый раунд финансирования Solana в 2018 году с ICO Ethereum, то получается довольно интересно.
— Solana привлекла ~$3,2 млн в этом раунде финансирования, продав около 15% предложения на тот момент по цене $0,04 за SOL. Это была эффективная оценка в ~20 млн долларов, аналогичная оценке ETH на ICO.
— Покупатели сид-раунда SOL получили доходность ~4,000x в долларах США по сегодняшним ценам. (Скорее всего, они получили немного больше из-за наград за стейкинг).
— Если вы не смогли получить доступ к ограниченным раундам финансирования, то самая дешевая цена, по которой вы могли купить SOL на рынке, составляла около 0,50 доллара в мае 2020 года — примерно в 12 раз выше, чем в сид-раунде.
— Покупка по самой дешевой рыночной цене принесла ~300-кратную прибыль. В то время Solana оценивалась примерно в $240 млн, а доля акций в обращении составляла менее 5%. Solana действительно имела низкий float только около 10 месяцев — они прошли путь от крошечного до практически полной разблокировки с одним огромным разлоком в январе 2021 года.
Привилегированный первоначальный раунд позволил инвесторам фактически получить 10-кратное увеличение цены Solana ($0,04→$0,5) в частном порядке.
Меня зовут Завьялов Илья Николаевич. Я предприниматель и увлекаюсь финансами. Добро пожаловать в мой блог.
Medium — medium.com/@IliaNicolaevichZavialov
Substack — ilianicolaevichzavialov.substack.com/
Solana запустилась в 2020 году, практически на минимумах цен BTC и ETH после краха COVID. Их гигантские разблокировки произошли совершенно синхронно с новой волной пользователей, пришедших в криптовалюту. Успех этой модели в различных токенах и феномен «бычьих разлоков» привели к огромному росту частных рыночных оценок.
Первоначальные продажи ETH и SOL были оценены примерно в 20 миллионов долларов. К 2021 году сид-раунды стали высококонкурентными: крупные венчурные фонды часто вступали в тендерные войны. Цены сид-раундов достигали сотен миллионов.
В то время как оценки на частных рынках взлетали до небес, на ликвидных рынках криптотрейдеры утверждали, что «FDV — это мем», а все графики были фактически зелеными линиями, устремленными в небо.
Axie Infinity оценили примерно в 50 миллиардов долларов, несмотря на то, что на тот момент в обращении находилось лишь около 20 % монет. FileCoin достиг примерно $475 млрд FDV, а рыночная стоимость составляла $12 млрд. Рост предложения монет с высокой FDV был замаскирован огромной волной новых участников.
По мере того как полностью разводненная оценка достигала больших цифр, венчурные фонды все чаще готовы были платить больше и за частные раунды — «если этот проект торгуется по 15 миллиардов, то можно предложить раунд для другого проекта по 300 миллионов долларов, ведь риск упустить больше!».
Основатели, разумеется, охотно соглашались на такие предложения — они могли привлечь больше денег и отдать за это меньше токенов. Раньше им приходилось продавать 10% при оценке в $20 млн, чтобы привлечь $2 млн. Теперь они могут продать 1 %, чтобы собрать 2 млн долларов, и оставить дополнительный запас токенов для поощрения, сообщества или (… сюрприз!) для себя.
Если авторитетный венчурный фонд профинансирует перспективный проект с оценкой в $100 млн, многие менее уважаемые венчурные фонды попытаются его скопировать. Если последний раунд финансирования проекта составлял $100 млн, эти венчурные фонды, не имеющие тезисов, старались как можно скорее провести новый раунд на $300-500 млн. Для них не имело значения, что вход будет немного хуже, — все равно эти проекты торговались по многомиллиардным ценам.
Основатели легко соглашались на такие сделки. Это повышало «вотермарку» их личного богатства, не требуя вмешательства рыночных сил, и добавляло новых игроков в команду, чтобы помочь их продукту победить. Конечно, большинство из этих командных игроков оказывались чистым негативом, но основателям пока не суждено было этого узнать.
Благодаря этой схеме со временем еще больше стоимости и прайс дискавери было получено в частном порядке.
Оценка Solana по самой низкой цене на сильно депрессивном рынке составляла около 5 млрд долларов. Эта оценка была одной из лучших ликвидных инвестиционных возможностей за последние несколько лет и была достигнута только благодаря абсолютному изгнанию мошенничества и левериджа с рынков.
С тех пор рынки значительно восстановились. ICO Ethereum, если бы оно состоялось сегодня, не только собрало бы $16 млн. Сид- раунд Solana, если бы он состоялся сегодня, имел бы спрос в миллиарды долларов.
Это хорошо, что вы хотите покупать вещи по ценам 5-10-летней давности, но это все равно что сказать: «Я хочу купить Ethereum по цене $150». Да, а кто не хочет?
Старые раунды и предыдущие FDV были оценены в соответствии с количеством принятых рисков, степенью доверия к этим активам и криптовалюте в целом. Спрос на эти старые раунды финансирования был значительно ниже, и поэтому они были оценены с учетом этого спроса.
Подумайте вот о чем: если бы основатели Solana завтра релизнули новый блокчейн, по какой цене вы были бы готовы купить? Заплатили бы вы хотя бы четверть от текущей оценки Solana ($25 млрд FDV)? Может быть, даже половину от оценки SOL ($50 млрд FDV)?
Конечно, FDV будет очень высокой даже при 10% от текущей оценки Solana, потому что спрос на рынке будет очень высоким. И да, FDV сейчас выше, потому что весь рынок стоит гораздо больше, чем раньше, и спрос на него значительно выше.
Конечно, высокая FDV не всегда свидетельствует о спросе на рынке на данный конкретный актив. И высокая FDV не всегда оправдана или заслужена.
В последнее время, в частности, это часто не так. Участники рынка придумали, как использовать эти рычаги в своих интересах и удерживать оценки на завышенных уровнях.
Одна из главных проблем рынка заключается не в том, что FDV в среднем выше, а в том, что многие новые запуски имеют высокую FDV, оторванную от реальности актива, и просто пытаются вписаться в ряды других высоких FDV.
Стало нормой запускать многомиллиардные проекты, даже если эта оценка не может быть обоснована никакими реальными данными, а проекты, которые никогда не смогут оправдать эти оценки, для многих участников рынка становятся неотличимыми от более качественных.
Хотя FDV сейчас выше, чем несколько лет назад, популярные и надутые новые запуски всегда приводили к тому, что FDV токенов не выходили за пределы верхних оценок рынка. Так было, по крайней мере, последние 5 лет — и это в основном связано с приватизацией ценовых открытий.
«Апсайд», полученный такими проектами, как Avalanche и Solana с момента их запуска, был:
1. Частично обусловлен общей доходностью рынка.
а. Показатели Avalanche с момента дебюта на публичном рынке до сегодняшнего дня составляют ~7x, в то время как Ethereum — около 9x на том же временном отрезке.
2. Но также это обусловлено дополнительным переоценением их позиции на рынке.
а. Solana переместилась из топ-25 в топ-5, создав значительную переоценку по сравнению с ETH и остальным рынком.
b. Avalanche переместилась из топ-15 в топ-10, а затем вернулась вниз, вызвав временную переоценку по отношению к ETH (и остальному рынку) во время бычьего роста, которая впоследствии была сведена на нет.
Оценивая потенциал роста новых токенов, покупатели токенов должны учитывать как FDV нового токена по сравнению с остальным рынком, так и траекторию развития рынка в целом.
Если оценка нового запуска помещает его в топ-3 среди всех существующих монет, то для того, чтобы эта инвестиция принесла хорошие результаты, инвестору потребуется большое расширение рынка и сохранение статуса проекта в топ-3, поскольку у него нет большого пространства для роста по отношению к рынку.
Если оценка нового запуска позволяет ему войти в топ-30, а инвестор считает его проектом из топ-10, то низкий float и более высокий FDV, возможно, будут иметь меньшее значение при оценке токена.
Покупатели токенов должны стремиться стать более искушенными в оценке стоимости и динамики спроса/предложения новых токенов, определяя, какие высокие FDV основаны на реальности спроса/предложения, а какие имеют чрезвычайно смещенные фантомные рынки.
Отказ от участия в этих рынках — это голосование капиталом.
Хорошие основатели хотят строить успешные проекты и знают, что динамика рынка будет влиять на восприятие их проекта. Чрезмерная производительность Memecoin и недостаточная производительность запуска новых токенов заставили будущих основателей скорректировать планы по сбору средств и запуску.