На это вопрос очень хорошо отвечает Барбара Оакли, в своей книге «Думай, как математик. Как решить любые проблемы быстрее и эффективнее».
Автор через пример изучения математики объясняет свое видение наилучшего построения процессов обучения. Это самое видение он подкрепляет своим опытом, ссылкой на мнения авторитетных ученых и реже на исследования.
— попытка вспомнить материал, в разы эффективнее при изучении, чем перечитывание. Особенно, если рядом нет телефона, который создает иллюзию, что ответы на все вопросы мы можем найти за пару секунд.
(собственно для меня в этом и есть часть сути этого поста, ведь после прочтения книги я пытаюсь ее вспомнить и изложить основные тезисы, в том числе и через перечитывая своих заметок по книге).
- наиболее успешными считаются занятие, состоящее из сессий по 25 минут с небольшими перерывами. В этом может помочь «метод помидора».
- сложнее всего выработать привычку «начинать учиться», всегда находятся какие-то отвлекающие дела, которые не несут большой смысловой нагрузки, просто ежедневная рутина, которая хоть и забирает много времени, но никаких не ведет к желаемым изменениям в нашей жизни. Справить с этим очень помогает «сигналы»/распорядок/привычки, т.е. нужно определить, когда и как будет начинаться учеба, и стараться по максимум соблюдать этот режим, и с каждым разом, каждый следующий подход будет легче и легче.
- определенные привычки будет легче развивать в определенных условиях, так, например читать будет удобнее в библиотеке, а медитировать в зале для медитаций. Окружающая атмосфера и люди могут очень сильно влиять на настрой к учебе.
- учиться лучше не на пустой желудок, и после успешного «занятия» будет полезно самого себя вознаградить, чтобы тем самым подкрепить свой успех и положить еще один кирпичик в строительство новой привычки. А со временем, когда все будет даваться легко, то уже сам результат от работы будет становиться вашим вознаграждением.
- перечитывание может быть полезно, только при значительных перерывал в изучении. Так же если есть необходимость в регулярном перечитывании, то необходимо увеличивать объемы.
- важно так же верить, что получиться достичь успеха в выбранном направлении, и преодолевать самые трудные первые шаги. Возможно, стоит попросить кого-то из близких делать их вместе с вами, чтобы подбадривать и поддерживать друг друга в начале пути.
- нужно сосредотачиваться не на результате занятия, а на процессе! Т.е. не – «я решу эту задачу», а – «я буду ее решать». Не – «я выучу произведение», а – «я буду учить».
- если пропадает мотивация, то стоит вспомнить – «зачем это делаем/нужно?», и если ответ не будет вас зажигать, то возможно и не стоит этого делать.
- Правила обучения: 1 – прочитать задачу. 2- перечитать лекции по этой теме. 3 – заново решить задачи по этим лекциям. 4 – решить задачу.
- При работе над трудной задачей или в ходе усвоения нового понятия почти всегда необходимы один или несколько периодов, когда не происходит сознательной работы над задачей. Думаю, каждый из нас знаком с моментами, когда мы по сути не над чем целенаправленно не думаем, а нас неожиданно приходит ответ на вопрос, над которым мы бились пару дней назад.
За это отвечает так называемая дефолт система мозга. В том числе и поэтому полезно делать перерывы в работе и переключаться. Ведь пока мы отдыхаем и просто смотрим на море, слушаем музыку, в мозге кипят процессы, которые бывают эффективнее, если бы думали над задачей.
Еще больше интересных постов в телеграмм канале
P.S. «Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, и конечно же оставляйте свое мнение в комментариях!»