На прошлой неделе «Магнит» c задержкой представил результаты за 2023 год, которые в целом были в рамках наших ожиданий. В посте посмотрим на данные отчетности «Магнита» в сравнении с основным конкурентом X5 Retail и поделимся нашим взглядом на компанию.
По итогам 2023 года рост бизнеса замедлился
— За 2023 год выручка компании выросла всего на 8% г/г, до 2525 млрд руб., в результате увеличения торговой площади на 6,1% г/г и LFL-продаж на 5,5% г/г. За это же время выручка X5 Retail выросла на 21% г/г, до 3146 млрд руб. (рост LFL-продаж составил 9,8% г/г).
LFL-продажи в 4 кв. выросли на 8.0% г/г (против 3.1% г/г в 3 кв.) благодаря повышению LFL среднего чека на 9,0% г/г, при этом LFL-трафик снизился на 1,0% г/г. Аналогичная ситуация с отрицательным трафиком была и в предыдущем квартале.
Отрицательную динамику LFL-трафика показывают форматы гипермаркетов, магазины у дома «Дикси» и дрогери. В случае с дрогери она уже носит системный характер и по всей видимости связана с возрастающей популярностью маркетплейсов (людям проще заказать бытовую химию и косметику онлайн в пункт выдачи, чем идти в хозяйственные магазины).
— Валовая прибыль «Магнита» выросла на 8% г/г, до 577 млрд руб., а валовая рентабельность составила 22,7% против 22,8% в 2022 г. При этом у X5 за аналогичный период прибыль выросла на 21% г/г, до 758 млрд руб., а рентабельность сохранилась на уровне прошлого года и оставалась стабильно выше, чем у «Магнита» (24,1%). Компании работают в высококонкурентной среде (с потребителем, для которого цена по-прежнему важный фактор при выборе товара).
— Скорр. EBITDA выросла всего на 3,4%, до 167 млрд руб., а рентабельность EBITDA снизилась до 6,6% против 6,9% в 2022 г. в результате ускоренного относительно выручки роста расходов на персонал (+12% г/г), коммунальных платежей (+26), расходов на аренду (+17%) и пр.
Для сравнения: EBITDA Х5 выросла за 2023 год на 15% г/г, до 218 млрд руб., при этом рентабельность снизилась до 6,9% с 7,3% в 2022 г.
— Чистая прибыль «Магнита» за 2023 год выросла на 94% г/г, до 66,1 млрд руб. Но повышение показателя обусловлено в основном бумажными и неоперационными статьями доходов и расходов: в 2023 году снизились расходы на амортизацию и прочие неоперационные расходы, а также выросли доходы от курсовых разниц и прочие неоперационные доходы. То есть рост чистой прибыли не связан с сильной динамикой доходов от основной деятельности компании.
— FCF по итогам 2023 года за вычетом расходов на покупку KazanExpress составил ~ 70 млрд руб., что не покрывает сумму дивидендов в размере 97,6 млрд руб., которых рынок ждет от «Магнита» (по итогам 2023 г. столько было поднято на головную компанию). При этом мы не исключаем, что компания выплатит такие дивиденды, так как долговая нагрузка (Чистый долг/EBITDA на конец 2023 г. составил 1x) позволяет cделать выплату частично за счет кэша на счетах (236 млрд руб.). Но это, вероятно, будет единоразовая история — по итогам 2024 года FCF, по нашим ожиданиям, значительно снизится.
Взгляд на компанию
Отчет в целом подтвердил наши тезисы относительно компании. Рост бизнеса замедлился, и аналогичная ситуация, по нашим ожиданиям, будет и в 2024 году. Мы не ждем от «Магнита» роста на уровне EBITDA. При этом будут повышаться кап. затраты и стоимость обслуживания долга (так как по плану погашение 30% долга в 2024 году, привлечение может быть уже по более высокой ставке).
Считаем, что в настоящий момент рынок оценивает бумаги справедливо (нет интересного апсайда на горизонте года). Мы не готовы покупать по такой оценке (6x EV/EBITDA’24) ритейлера, который не демонстрирует стабильного роста EBITDA и не может гарантировать интересные див. выплаты в будущие годы (на постоянной основе, а не единоразово). При этом компания в последние 1,5-2 года стала очень закрытой, а действия мажоритария непредсказуемыми.
Светлана Дубровина, Senior Analyst