ОАО РЖД выражает обеспокоенность нерациональными поставками энергоресурсов на Восточный полигон, особенно нефтепродуктов и угля, ведущихся из более западных регионов России. По данным монополии, значительная часть продукции местных нефтеперерабатывающих заводов и угольных компаний направляется на экспорт, в то время как для Дальнего Востока поставляются товары из более удаленных регионов.
В январе—марте текущего года внутрироссийские перевозки нефтяных грузов на Восточный полигон увеличились на 27% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив 2,3 млн тонн. Однако, несмотря на этот спрос на нефтепродукты на Дальнем Востоке, более 40% продукции, произведенной на НПЗ Восточного полигона, отправляется на экспорт.
В то же время, НПЗ Восточного полигона экспортировали 2 млн тонн продукции в январе—марте, включая 900 тыс. тонн моторных топлив. По данным ОАО РЖД, около 900 тыс. тонн нефтепродуктов также были отправлены в западном направлении, преимущественно в порты Азово-Черноморского бассейна.
ОАО РЖД обсуждало данную проблему на совещании в Минтрансе 17 апреля. В своем письме замминистру транспорта Валентину Иванову от 25 апреля монополия предложила оптимизировать маршруты поставок грузов ТЭКа на восток, стимулировать закупки угля у поставщиков Дальнего Востока для внутреннего потребления и ограничить перечень экспортеров нефтепродуктов по критерию наличия собственных перерабатывающих мощностей.
Однако, эксперты подчеркивают, что приоритетным в данной ситуации является стабильность экспорта, особенно в условиях санкций. Вопросы о рациональности использования железнодорожной инфраструктуры должны учитывать данный контекст.