Друзья, приветствую. Пост о карьере. Скоро наступит новый 2026 год, и карьерные планы на следующий год строить нужно уже сегодня, а чтобы карьера развивалась, для начала нужно не совершать глупых ошибок, о трех видах таких ошибок расскажу ниже. Все описанное ниже является отражением моих личных многолетних наблюдений. И так, поехали.
KPI имеют значение
Мало кто из рядовых сотрудников любит системы достижения ключевых показателей (KPI). Но менеджеры крупных компаний очень любят ставить всевозможные цели (планы продаж, уровень сервиса, удовлетворенность клиентов и так далее). Причина — система KPI позволяет быстро «измерить температуру» и найти ответственного, когда физически невозможно вникать в детали просто потому, что в работе одновременно сотни и тысячи задач.
Рядовой сотрудник контролирует только свои задачи. Самые младшие руководители уже контролируют работу других людей, нагрузка значительно возрастает. Обычное дело, когда начальную руководящую должность дают наиболее компетентным специалистам, если кто-то в команде не справляется, их компетенции позволяют компенсировать недоработки отдельных сотрудников. На этом уровне можно очень глубоко погружаться в работу коллектива (примерно не более 7-10 чел.).
На следующей ступеньке менеджеры начинают руководить несколькими командами, уже с этого уровня исключительно тяжело вникать в работу каждого сотрудника. Попытки это сделать приведут к огромным переработкам или торможению рабочих процессов. На этом уровне менеджер в большей степени опирается на нижестоящих руководителей.
И чем выше человек поднимается по карьере, тем дальше он от исполнителей отдельных задач. В конце-концов в подчинении оказываются сотни, а иногда тысячи человек. Ориентироваться на стандартизированные показатели становится логичным решением. А еще на таком уровне финализируются финансовые и кадровые решения. И если вашу работу можно высоко оценить по понятным для высокоуровневого менеджера цифрам, это значительно облегчает продвижение по карьере.
Отношения супер важны
Кто-то скажет «повышение получают подлизы» (заменил более грубое слово). И правда, чем выше уровень менеджера, тем внимательнее он относится к своему руководителю. И это логично, я уже выше писал, что у руководителей высокого уровня очень много задач, очень много головной боли. И если вы не снимаете головные боли, а добавляете их, продвигаться вы будете долго и не высоко. Унылых и проблемных продвигают редко.
Подумайте еще вот о чем. Когда вы оставляете чаевые официанту, влияет ли поведение официанта, его отношения к вам на размер чаевых, которые вы оставите? Нет, понятно, что кто-то принципиально не платит чаевые. Но в конечном счете вежливый, заботящийся о посетителях официант заработает больше, чем его менее щепетильные коллеги. Работает ли эта логика при построении взаимоотношений с руководством? Абсолютно на все 100%.
Участвовать в переменах
Я уже 12 лет реализую проекты трансформации бизнеса. И всегда одинаковая картина — люди сопротивляются переменам. На всех уровнях ищутся причины сказать «нет» изменениям. Изменения — это всегда некомфортно. Но там где нет изменений все начальники и их приближенные сидят на своих местах, в таких условиях можно не расти годами. А там, где особенно активно сопротивляются переменам, меняют руководство и даже целые команды.
Участие во всем новом радикально расширяет карьерные горизонты. Я начинал свою карьеру в службе клиентского сервиса (в 99% случаев тупиковая ветвь для карьеры), а при внедрении нового программного обеспечения начал столь подробно и регулярно писать в проектную команду, что когда решил сменить работу, меня просто пригласили перейти из клиентского сервиса в ИТ, продолжать развивать технологические проекты. Оказалось, что им сильно не хватало человека, который быстро и правильно сформулирует потребности бизнеса. Не смотря на такой позитивный поворот, все же сначала мне пришлось проявить инициативу бесплатно, приложив сверхусилия.
Резюме
1. Загруженные руководители используют KPI, чтобы быстро понять как идут дела в их зоне ответственности. А еще они принимают финансовые решения, опираясь на KPI. Чем вы проще и быстрее можете доказать свою ценность, особенно на понятных цифрах, тем проще и быстрее получите ресурсы в свою пользу (зарплаты, премии, повышения, людей в подчинение, новые проекты).
2. Руководители тоже люди. И у них много головной боли. Станете вы 101-й головной болью или ее решением — ваш выбор. А за что больше платят, за создание очередной проблемы или за решение проблем, думаю, вы уже и сами догадаетесь.
3. Где нет перемен, там нет движение. Участие в переменах открывает новые хорошие возможности. Лидирование в переменах может стать поворотной точкой в вашей карьере. Но по крайней мере на начальном этапе может быть очень некомфортно.
С kpi есть не решаемая проблема. Невозможно составить адекватный kpi для сложных процессов, поэтому начинается хакинг: kpi процессов растет, а в финансовый результат организации этот рост не переходит. Поэтому система kpi очень часто и постоянно меняется, что сильно раздражает исполнителей. В экстремальном случае получается итальянская забастовка: все выполняют kpi, а реальные процессы останавливаются)))