Блог им. AGorchakov

Я млею от аналитиков всерьез обсуждающих курс «рубль-доллар»

    • 08 февраля 2013, 13:06
    • |
    • А. Г.
      Проверенный аккаунт
  • Еще
(Навеяно ответами на вопросы телезрителей на канале РБК)

Неужели так трудно взглянуть на график корзины валют ЦБ РФ (55% долларов США+45% евро) после QE3


Я млею от аналитиков всерьез обсуждающих курс «рубль-доллар»

Ну очевидно же, что в стабильных условиях ЦБ держит эту «корзину» в «ежовых рукавицах». И только в периоды шумихи вокруг очередного «кризиса» позволяет ей немного девальвироваться. В последний раз это было на шумихе, связанной в возможной победой Сиризы на греческих выборах.

При этом в руках у ЦБ такие резервы, которые при нынешнем курсе доллара позволяют скупить все рубли, находящиеся в свободном обращении (наличные деньги плюс депозиты до востребования) и у него еще останется около 40% этих резервов. Конечно экономически это глупо оставить страну без собственной валюты, но факт имеет место быть. Что следует из этого факта? Только то, что любая попытка девальвации рубля может быть пресечена ЦБ там, где он или более высокостоящие лица посчитают нужным. Т. е. любая девальвация рубля в России – это исключительно политико-экономическое решение высшего руководства, а не какое-то веяние рынка. В 2008-м девальвация была проведена исключительно с целью сохранения положительного сальдо платежного и торгового балансов и цель успешно была достигнута, несмотря на падение цен на нефть до 30-40$$ за баррель. Времена меняются и сегодня аналогичная опасность может возникнуть при ценах на нефть 55-65$$ за баррель (ау, Саксобанк, где эти цены, обещанные в 2010-м году?!!!), но никак не ранее. А значит все, что ранее – это просто приоритеты макроэкономической политики:

— боремся с инфляцией – рубль относительно «корзины» стабилен и даже укрепляется;
— ускоряем рост ВВП – делаем небольшую управляемую девальвацию.

Что выберут? Ну это вопрос не ко мне. Следите за новостями и «читайте между строк».

Т. е. девальвация рубля рыночными методами без почти двукратного падения цен на нефть — это все не более, чем выдумки. А вот с ревальвацией все не так просто. Поддерживая курс «корзины» снизу ЦБ вынужден «печатать» рубли. Конечно «печатный станок» находится в руках ЦБ и он может «напечатать» рублей сколько угодно, но у него есть и ограничения на размер «печати» и если устроить «атаку на рубль» с целью ревальвации, но перед ЦБ встанет выбор – ревальвация или отказ от ограничений. Что будет выбрано на этот раз, я не знаю, но в 2001-2003 выбрали ревальвацию.

Итак, с «корзиной» мы разобрались. А что же «рубль-доллар»? Надеюсь не надо объяснять, как из значения «корзины» и курса «евро-доллар» вывести курс «рубль-доллар»? Это ж математика 5-й класс (по той классификации, по которой я учился в советские времена). И что в итоге предсказывают аналитики, всерьез рассуждающие о рынке на курсе «рубль-доллар», особенно говоря о целях типа 32,5? А предсказывают они курс евро-доллар на уровне 1,18-1,22, при этом вводя в заблуждение наивных слушателей и читателей о какой-то самостоятельной «жизни» доллара в России. И самые удивительные предложения в этом контексте – это вложиться в долговые долларовые инструменты из-за их якобы повышенной доходности по сравнению с рублевыми. Да при курсе 1, 2 по евро-доллару шорт евро от текущих уровней даст гораздо больше. Какой смысл в долларах и инструментах? Но почему то уверенно говорится о падении рубля и ничего не говорится о падении евро. Ну и уж совсем «весело» на фоне прогноза о курсе «рубль-доллар» 32,5 выглядят предложения вложиться одновременно и в доллар и евро (см. график «корзины»). 

А. Г.

постоянный адрес статьи 

Добавляю график «корзины» с сентября 2007 (с того момента, как я его веду)
Я млею от аналитиков всерьез обсуждающих курс «рубль-доллар» 

Ну и график «корзины» до 2009-го года с википедии
Я млею от аналитиков всерьез обсуждающих курс «рубль-доллар» 


    ★54
    67 комментариев
    аналитики забывают про долги государства и компаний которые выше золото-валютных резерв.
    avatar
    egorka26,

    Во-первых, выплаты по долгам растянуты по времени. Во-вторых, государственный долг России меньше профицита бюджета за 2012-й год. Суммарный валютный долг частного сектора примерно равен резервам. И как на этом фоне выглядит госдолг США?
    avatar
    А. Г.,
    вот картинка за более длительный промежуток. так интересней:
    avatar
    Евгений Александрович-1,

    Интересней ее еще и продлить в прошлое на 2001-2007-й. Там все станет очевидно.
    avatar
    Евгений Александрович-1,

    Я поначалу подумал, что это график с 2007-го, потом видел даты и понял, что это 2012-й. Потому и запостил свой с 2007-го. Заметьте какая фрактальность наблюдается :)
    avatar
    купил газпрома немного
    avatar
    +4. С удовольствием плюсую. Очень грамотно. Жаль, что не все зрители РБК читают Смарт-лаб. )))))
    avatar
    Borrris, что бы вам это дало?
    avatar
    я за рост ВВП
    Добавить можно, что печатный станок находится не только у ЦБ, но и у коммерческих банков, которые кредитую экономику, а рост кредита это не что иное как «печатание денег». В России на курс рубля помимо ЦБ (монетарных властей) значительное влияние оказывает Правительство через бюджет и ценовое регулирование (фискальные власти), так что роль Цб у нас ограничена. Ну и 10% колебания рубля никак нельзя назвать девальвацией, и невозможно ускорить рост ВВН через «регулируемую девальвацию», а вот инфляцию — да.
    avatar
    Endeavour,

    С учетом импортных составляющих в производстве и общем размере импорта

    девальвация~=инфляция
    avatar
    «При этом в руках у ЦБ такие резервы, которые при нынешнем курсе доллара позволяют скупить все рубли, находящиеся в свободном обращении (наличные деньги плюс депозиты до востребования) и у него еще останется около 40% этих резервов.» Это не так. М2 в начале октября 2012 года – 24,6 трлн рублей. Международные резервы Банка России 530-550 млрд долларов. Т.е. М2 сейчас примерно 820 млрд. долларов. Всего каких то 200 млрд. не хватает на выкуп всех рублей…
    avatar
    Алексеев Ярослав, на начало года М2 27405.4 млрд.
    avatar
    Алексеев Ярослав, да там кредиты учитываются. Схлопнутся с такой скоростью, что пукнуть не успеете )) Бакс моментом на 26 упадёт. )
    avatar
    2000, как бы стремительным домкратом 36 не было, когда кредиты отдавать некому будет.
    avatar
    Алексеев Ярослав, а у Вас есть данные сколько каких кредитов взято в какой валюте? Не понятна Ваша фраза про «на 36 отдавать будет некому».
    avatar
    Алексеев Ярослав, во что вы сейчас написали? Как 36 сходится стем, что отдавать некому? ))
    avatar
    Алексеев Ярослав,

    Не М2 надо считать, а наличные деньги плюс депозиты до востребования. Только они могут быть средством краткосрочного платежа, а это вместе меньше 9 трлн. руб.
    avatar
    А. Г., а деньги на текущем счете (формально не депозит), да и просто безналичные деньги на расчетных счетах??? Их то почему нельзя учитывать? Ну может ЦБ скупить наличку, ну и ладно. Большая часть денег гуляет безналично.
    avatar
    Elstoun, " а деньги на текущем счете (формально не депозит), да и просто безналичные деньги на расчетных счета"
    — это включается в М1
    avatar
    Elstoun, на 1 января 2013 М1 14 тр., 500 ярдов зелени хватит железно чтобы это выкупить :)
    avatar
    Treasurer, понятно спасибо.
    avatar
    Elstoun,

    Деньги на текущем счете и называются на языке ЦБ «депозит до востребования».
    avatar
    А. Г., кстати а весенне-летнее падение рубля в 2012 чем объясняется по вашему?
    avatar
    А. Г., когда банки подключаются к игре против рубля, они не наличными и депозитами играют. Взял на аукционе у ЦБ, купил баксов. Это вроде не раз уже случалось?
    avatar
    Алексеев Ярослав,

    Ну это вообще «до поры до времени», так как это прямая «печать» денег ЦБ. Эту «лавочку» он может прикрыть на раз-два.
    avatar
    Алексеев Ярослав,
    такое было уже не раз. В таких случаях (вспомните налоговые платежи в июне-июле 2012 хотя бы)
    Банк России на аукционе прямого РЕПО поставит технический лимит в 10 ярдов… И все дружно пойдут продавать бакс.
    avatar
    Без аналитиков было бы скучно.
    avatar
    «При этом в руках у ЦБ такие резервы, которые при нынешнем курсе доллара позволяют скупить все рубли, находящиеся в свободном обращении „

    Исходя из статьи, автор делает вывод о низкой вероятности девальвации (читай ослабления) рубля только из того факта, что ЦБ МОЖЕТ (т.е. имеет физическую возможность) этому помешать (а может и не помешать), ввиду наличия резервов. Обосновательной базы нет. Догадка, основанная ниначем. И кстати, я не уследил, с чем автор связывает падение рубля до 34 в мае 2012 года? если перефразировать вопрос, то чем отличается ситуация тогда и сейчас? почему прошлой весной это стало возможно, а сейчас нет? резервы ЦБ выросли в 2 раза?
    avatar
    red_evil,

    Вы о курсе «рубль-доллар» говорите про 34? Так в топике черным по белому написано, что это просто «производная» курса «доллар-евро». Именно с этим и связано падение рубля к доллару (!) и укрепление к евро в мае 2012. Вот тут привели график «корзины» аж с 2007-го года. Там все видно — есть только небольшие отскоки вверх на падающем тренде с февраля 2008-го.
    avatar
    перечитал еще раз, вдруг что не так понял. Это набор бреда! вдумайтесь, атака на рубль с целью ревальвации! я аж в себе засомневался, мол не может же быть все настолько глупо, полез в гугл, ан нет, ревальвация это все еще повышение курса. Ну да ладно. В пользу отсутствия перспектив ослабления рубля есть еще доводы кроме теоретического:«ЦБ имеет возможность и достаточно ресурсов помешать/купить и т.п.»?
    avatar
    red_evil,

    Вы на график посмотрите.
    avatar
    А. Г., евро там прогулялось процентов на 10 примерно, а рубль на все 20, значит что-то еще играло роль.
    avatar
    Elstoun,

    Временное отклонение и не более того или, как я уже сказал, небольшая коррекция на падающем тренде, график которого любезно предоставили выше.
    avatar
    По-моему, ситуация, когда денежная масса растет, а ВВП не поспевает, долго продолжаться не может, даже несмотря на валютные войны. Дальнейшее укрепление рубля возможно только при дальнейшем восходящем тренде по нефти.
    avatar
    SCTrade, кредитный пузырь?
    необеспеченные займы выданы на 4,1 трлн рублей!
    avatar
    Поток Риччи, дело не в этом, издержки в USD зашкаливают в промышленности, и что бы ВВП поспевал за денежной массой нужен немного другой курс, иначе низкая инфляция может обернуться боком
    avatar
    SCTrade, т.е. из-за издержек наш цб сохраняет такую высокую ставку?
    а почему издержки зашкаливают? какая причина?
    низкая производительность труда и еще что то?
    avatar
    в 2008 году звр уменьшились на треть за 4 месяца, это был конечно форс-мажор.
    всерьез воспринимать такую подушку безопасности наверно не стоит, девальвация рубля при нефти 80-90 произойдет быстро и независимо от курса евробакса.

    ревальвация невыгодна с таким раздутым бюджетом.
    в общем палка о двух концах, сначала поддерживались ростом нефтяных котировок, потом кредитованием населения, потенциал исчерпан. скоро лопнем.
    avatar
    Поток Риччи,

    Самое смешное, что если убрать из резервов 50 млрд. долларов, выделенных ВЭБу на перекредитование российских предприятий (в-основном, РУСАЛа), то реальное уменьшение резервов в то время 30-35 млрд. долларов, все остальное «уменьшение» — это переоценка недолларовй части из-за роста курса доллара к другим валютам, в первую очередь к евро (тогда доллар к евро укрепился с 1,47 до 1,18, а около 40% ВР у нас в евро).
    avatar
    А. Г., да, это должно быть смешно, но думаю нашему правительству будет не до смеха как и в 2008 году когда встал вопрос с фреди мак и фэни май :))

    да, хорошее замечание.
    avatar
    Поток Риччи,

    Да, там была вероятность обнуления еще порядка 30 млрд., размещенных в этих бумагах.
    avatar
    Поток Риччи,

    Про ревальвацию я сказал чисто гипотетически, что если кто-то задумает это сделать и направит на это кучу валюты, у ЦБ не хватит смелости напечатать столько рублей, чтобы противостоять ей.
    avatar
    а что с резервами бывает мы 2008 видели
    avatar
    Красиво написали! Спасибо!
    Александра Борисовича, да вместо Игнатьева в ЦБ :-)
    Согласен по всем пунктам, кроме позиции по стабильной инфляции.
    Каюсь, тоже такую хрень говорил — а как отвечать, если требуют назвать конкретно уровень и все тут. 3-х этажным спичем?!
    avatar
    Андреев Андрей,

    Говорите, как есть: следите за курсом доллар-евро и будет Вам «счастье».
    avatar
    всё понятно, вывод какой?
    avatar
    Kutuzov13,

    Вывод в статье: курс «рубль-доллар» устанавливается ЦБ через курс «евро-доллар» и не имеет отношения к рынку, кроме рыночности курса «евро-доллар».
    avatar
    А. Г., позиция ясна, не совсем согласен, но идея понятна…
    avatar
    Kutuzov13,

    Если речь идет о внутридневных колебаниях, то конечно позиция недостаточна корректна и далеко не всегда верна, но я говорю о прогнозах на недели-месяцы, которые дают аналитики в СМИ.

    Но больше всего меня раздражает, что людям напрямую не говорят, что де-факто такие прогнозы — это не прогнозы относительно рубля, а прогнозы курса евро-доллар. И у меня, как зрителя, даже складывается впечатление, что аналитики сами этого не понимают.
    avatar
    А. Г., рубль — это отношения инвесторов к риску. Если риски высоки не будет ни портфельных инвестиций (читай спекуляции), ни инвестиций в развивающиеся рынка типа Россия.
    avatar
    Endeavour,

    Я ж не об этом, а только о том, что неправильно смотреть только «рубль-доллар».
    avatar
    В ближайшие 2-3 недели увидим 31!!!
    Василий Олейник,

    При евро-долларе 1,285-1,292 — увидим, иначе никак.
    avatar
    судя по графику никто ничего не устанавливает, а что бы выйти за пределы коридора нужны причина и цель (или как-то инае возможно?)
    avatar
    «Международные резервы Банка России 530-550 млрд» только номинированы в USD. Сколько там USD еще тот вопрос. Поэтому может случится что Рубли прийдется выкупать вначале за USD евро и проч. валюты, потом пойдут слитки золота, потом трежеря американские, ну а на последок расписки и обещания честного слова.
    avatar
    vicch,

    Дык известно распределение ВР (без золота): около 45% доллар, около 40% евро, 8% фунт, 5% йена и 3% на все остальное.

    Кстати, при пересчете в доллары возникает интересная ситуация, когда ВР падают или растут, но на самом деле это только переоценка недолларовой части.
    avatar
    спасибо за статью. однако финансисты далеки от производства и зачастую забывают что в целом эффективный и конкурентоспособный рос.производитель просто из-за текущего курса рубля проигрывает иностранцам. лобби производителей может пройти и немного девальвируют
    avatar
    marketbuzz,

    Это может быть, я не исключаю этого и написал в статье. Но это будет девальвация к «корзине».
    avatar
    А. Г., добрый день. всегда с большим интересом читаю вас.
    исходя из мыслей, которые вы изложили в посте, да и в комментариях тоже, получается, что у России нет суверенитета на 100%.
    рубль настолько зависит от внешнего евродоллара (РИ как брат родной один в один часовики), нефти в долларах, индекса доллара DXY как относительной величины оценки стоимости доллара к мировой уже корзине.
    получается, что как бы страна ни работала — хорошо или плохо — все равно ЦБ по сути ставит курс рубля такой, какой целесообразен внешним условиям, а не внутренним задачам. на этом фоне заявления, что мы колония, не выглядят такими уж эпатажными.
    только как жить и торговать с мыслью, что наш индекс РТС как близнец с EURUSD, а национальная валюта как копия DXY? зачем нам тогда вообще рубль как валюта?
    avatar
    rwsmart,

    Ну рублем можно регулировать макроэкономические показатели, например, такой привязкой курса, как Вы описали, держать цены на импорт практически фиксированными и тем самым снижать инфляцию. Собственно данное регулирование и направлено на это. А в 2008-м девальвацией спасли положительное сальдо торгового баланса из-за удорожания импорта.
    avatar
    А. Г., спасибо за ответ. )
    я догадывался о том, что вы написали. любопытно, что страны с монетарной зависимостью (не только Россия) страдают от роста инфляции, а страны-экспортеры ликвидности — от ее падения.
    да, тема на самом деле емкая и многогранная.
    avatar
    ++++ за пост и коменты
    Добрый день! Судя по имеющимся комментариям либо у всех очень хорошо с математикой или наоборот… Прошу объяснить начинающему: если корзина содержит доллар 55% и евро 45%, а курс евро\доллар и доллар \рубль имеют значительную отрицательную корреляцию — как может выглядеть расчет курса рубля? Заранее спасибо за ответ.
    avatar
    Alexandr533,

    Ну это же просто

    «Рубль-доллар»=Корзина ЦБ/(0.55+«евро-доллар»*0.45)
    avatar
    Ну вооощееее....! Какой же бред! Даже при высокой нефти рубль будет дешеветь, ясно же! Россия-огромный рынок сбыта и дорогой рубль никому не нужен!!! Я думаю, в этом году 34-37 будет с большой вероятностью… увидите, товарищи АНАЛитики!.. смешно даже до чего бесстыдно разводят народ!!!
    begemot01,

    Вы на график посмотрите, особенно до осени 2008-го года.
    avatar

    теги блога А. Г.

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн