Насколько велики риски, что западные производители техники откажутся от поставок в Россию?
— Можно говорить о том, что европейские поставщики металлургического оборудования уже сворачивают работу в России. И связано это отнюдь не со специальной операцией на Украине и последующими санкциями, а с тем, что в российской металлургии практически нет больших проектов — строительства доменных печей, крупных прокатных станов. В этих условиях европейским поставщикам здесь просто нечего делать. Максимум, на что они могут рассчитывать, — на выполнение сервисных и ремонтных работ.
— Можно ли заменить поставки европейской техники, например, на российские или китайские аналоги и как быстро это можно сделать?
— Полностью заменить будет крайне сложно. У того же Уралмашзавода за последние годы не было заказов на выпуск прокатных станов и гидравлических прессов. Даже если заказы появятся, я не уверен, что предприятие их выполнит. Оно больше ориентировано на дробильное оборудование и экскаваторы.
Рассчитывать на китайцев можно, но тут есть две проблемы. Либо они пойдут на снижение цен, чтобы выдавить конкурентов с рынка, а потом станут их завышать, либо могут предоставить оборудование с «сюрпризами». Поэтому ничего хорошего в таком сотрудничестве я не вижу.
Нам нужно шаг за шагом восстанавливать собственное металлургическое машиностроение. Период санкционного давления на нашу страну рано или поздно закончится, и тогда металлургия может сделать мощный рывок вперед. Для него и могут потребоваться новые печи, прокатные станы, экструзионные прессы.
— Еще одна проблема металлургов — логистика. Мы остались без европейских портов, а у уральских предприятий слишком большое транспортное плечо в силу расположения в центре страны. Остаются автомобили и железная дорога. Но РЖД ежеквартально индексирует тарифы, и, соответственно, транспортные расходы растут. Возможно ли решить проблему с помощью государственного регулирования?
— Тарифы РЖД можно заморозить, и это на сегодняшний день необходимо. Металлургические предприятия в условиях санкций просто не могут платить больше. Я понимаю, что РЖД тоже хочет заработать денег и ей нужно расширять Восточный полигон. Но государственное регулирование необходимо, если мы хотим поддержать металлургическую отрасль.— Металлурги за последние несколько лет получали очень хорошие прибыли, и у них сформированы значительные финансовые ресурсы. Проблема, мне кажется, в другом. У них слишком большие управляющие компании и раздутый штат. Так что надо начинать именно с оптимизации в этом направлении, а не сворачивать производства и не сокращать людей на предприятиях, если металлургические компании хотят оставаться рентабельными.
Чтобы сохранять занятость на предприятиях, государство и региональные власти должны будут оказать помощь. Но, скорее всего, это будут какие-то заказы для потребляющих черные и цветные металлы отраслей. Классический пример — прокладка Северного широтного хода: для него потребуется много рельсов, металлоконструкций, кабелей и др. «Живые» деньги металлургам вряд ли дадут.