Раз так нравится политсрач разводить и это неизбежно, предлагаю перевести его немного в иное русло, задействовав «обоз», США и РФ:
1. США: Имеется Boeing (BA)
2. ОБОЗ: Имеется Airbus (AIR)
3. РФЖ Имеется ОАК
На мой дилетантский взгляд достаточно очевидно, что членам совбеза ООН класть с прибором на то, кто где какие права человека нарушает пока друг друга не трогают. Но тут одна сторона посягнула на святое: решила отжать один из прилавков на базаре у других. Чистый рэкет. Я про желание РФ самолёты производить. Начали с суперджета, а потом решили МС-21 создать, регионалов возродить и до кучи ил-96, а может и комак с китайцами.
Боинг и Эирбас — по факту верхушка айсберга, но под ними тысячи предприятий, производящие детали для планера, двигателя + электроника и электрика.
Кто-нибудь в этой ветке считал, какую долю экономики отожрёт у ОБОЗа и США тот же МС-21, если займёт 20% своего рынка вместе с постпродажным обслуживанием?
Вадим Рахаев, Это ещё очень далеко — отожрать рынок у дуополии Боинга и Эрбаса. Для начала, весь парк Аэрофлота переведут на МС-21. На это года уйдут. Есть ещё китайцы со своим аналогичным проектом средне-магистральника. Да и по объёму производства МС-21 не конкурент — Слюсарь сказал, что выйдут на производство 36 машин в год к 2025 году. 20% рынка МС-21 сможет занять, если обанкротится Боинг. Тогда возвысятся Эрбас, ОАК и китайцы.
khornickjaadle, МС-21: Построен только 1 (!!!) самолет. По этой причине не стоит серьезно изучать долю российского пассажирского самолетостроения в мировом пироге. Речь идет о попытке сохранить отрасль. Говорить еще вообще не о чем, кроме как о шансах МС-21 просто уцелеть.
Strelyanyj, реестр говорит, что 7 летают и 5 в ангаре строятся: russianplanes.net/planelist/Irkut/MS-21
Вадим Рахаев, Это еще не серия.
30 ноября 2021 г.
На Иркутском авиазаводе завершена постройка первого самолёта МС-21, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства. 29 ноября 2021 года самолёт переведён из цеха окончательной сборки ИАЗ в лётно-испытательное подразделение. «Специалисты завода и предприятий-смежников выполнят программу наземных проверок самолёта и его систем и подготовят воздушное судно к первому полёту»
aviation21.ru/ms-21-poslednie-novosti-i-status-programmy/
Strelyanyj, все борта, начиная с с/н 013 — это серия. Самое важное — то, что колесо завертелось, сроки уже понятны и твёрдые контракты есть. Понимаю Ваш пессимизм и то, что это лишь начало пути, но заметьте, что это уже очень далеко от стадии распила проектного бюджета.
Вадим Рахаев, да ради бога, но все уже проходили с Суперджетом. Не дай бог, одна осечка, и рынок отвернется раз и навсегда. Не говоря уже о хронических проблемах с сервисом. Поэтому, тот, кто предлагает инвестировать в Иркут — разверните, пожалуйста, обоснование, как положено: Где деньги, Зин? Российский бюджет на МС-21 будет в глубоких минусах еще несколько лет в самом благоприятном случае. Но, если конкретно на счета Иркута откуда-то льются молочные реки, то отлично. Вы только докажите это!
Strelyanyj, про предложение сравнить программы SSJ и MRJ уже писал. Про российский бюджет — Вы смотрите на проект в лоб: потратили, получили. У бюджета есть и другие источники доходов, например, налоги трудоустроенных в отрасли людей. Вы также не учитываете, что инвестиции в подобный проект с ростом локализации замыкают внутри страны денежный поток и делают его положительным для бюджета.
P.S. Понимаю Ваш скепсис — просто приведу пример. Примерно 10 лет назад мне нужны были фургоны. Выбор стоял между Боксёрами, Дукато и Дэйли. Газель не рассматривалось вообще ибо гуано. Сейчас я бы Газель рассматривал уже — многое изменилось. Выбор стоял не по стоимости, а по параметрам стоимости перевозки на километр за 3 года.
Вадим Рахаев, Надеюсь, про налоги с занятых в отрасли как источник доходов, вы пошутили. Если серьезно, то окупаемость самолетов давно просчитана вдоль и поперек. Никаких чудес, все известно в три строчки:
«На экономическую окупаемость, по словам главы ОАК, проект МС-21 планируется вывести к 2027 году. Для этого надо производить 72 самолёта ежегодно. В 2022 году в Иркутске должны построить четыре лайнера, далее 12 и по нарастающей: 24, 36, дальше до 72-х. «При этом с учётом опыта уже сейчас разворачивается единая платформа послепродажного обслуживания для всей линейки гражданских самолётов», – подчеркнул Слюсарь.»
aviation21.ru/chto-nam-stoit-samolyot-postroit-dorogo-i-ne-vse-mogut/
Strelyanyj, повторюсь, Вы смотрите возврат инвестиций в лоб. Ответьте на простые вопросы: за какой срок окупается бесплатная дорога? За какой срок окупается светофор на перекрёстке? За какой срок окупился полёт Гагарина? За какой срок окупается строительство государственной школы? За какой срок окупается строительство городской набережной реки с выделенной рекреационной зоной? За какой срок окупится парк Зарядье? Сколково уже окупился и что это за класс инвестиций?
Существуют прямые и косвенные доходы от инвестиций. Проекты ОАК призваны нарастить именно косвенные доходы через развитие индустрии и создание линейных экономических связей с существующими субъектами экономики. Все проекты прямой окупаемости там — скорее требования бюрократии, чем практическая экономика. Ну и ответ на вопросы страждущих «Куда деньги дели и почему не нам раздали?!»
Вадим Рахаев, будьте проще. Зачем нам дороги, если мы про «Проект MC-21»? Если же вы хотите обсудить в целом бюджет Российской Федерации, то, сорри, это без меня.
Strelyanyj, Дороги не нужны. Это факт. Пусть они строят для наших танков.Гейст придет с цветами и со слезами на глазах" мы вас так ждали" А что поздно пришли?