Что характеризует 2016 год больше всего, так это агрессивное поведение производителей синтетических (выращенных в лаборатории) бриллиантов ювелирного качества. Объем производства бриллиантов доминирующим производителем (выращенных в лаборатории) синтетических бриллиантов, который производит и продает бриллианты сам или через подрядные контракты, попадает на потребительский рынок в основном без раскрытия, особенно при использовании их в качестве вставок в ювелирные изделия, когда шансы «обнаружения» почти равны нулю. В стоимостном выражении, по нашим оценкам, в 2016 году было продано синтетических (выращенных в лаборатории) бриллиантов ювелирного качества примерно на $750 миллионов. [Наша цифра в $750 млн отражает эквивалент PWP природным бриллиантам, поскольку они в значительной мере отхватили часть спроса на природные бриллианты. Затраты на производство и продажу алмазов могут быть значительно ниже]. С точки зрения объемов, особенно камней категории «меле», число нераскрытых синтетических бриллиантов на рынках поразительное.
Anglo American Corporation, владеющая 85% компании De Beers, впервые отнесла растущий рынок синтетических алмазов ювелирного качества к категории «основного стратегического риска» для компании. Этот статус требует обязательного постоянного мониторинга «управления риска» и процесса (смягчающих) действий. В ходе такого процесса компания должна постоянно принимать решение, эффективны ли действия и «находится ли риск в пределах или выходит за пределы нашего уровня приемлемого риска».
Компания уже недвусмысленно заявляла, что «спрос на (природные) алмазы снизился в результате достижений в отрасли синтетических алмазов». Хотя мы говорим об этом уже несколько лет, производители алмазов предполагали, что наличие «оборудования для выявления» приведет к развитию двух разных рынков – синтетических (выращенных в лаборатории) бриллиантов и природных бриллиантов. Теоретически, это будет беспроигрышная ситуация, успешно существующая на двухуровневом рынке, ориентированном на цену и ориентированном на продукт. Но это попытка выдать желаемое за действительное.
В основном, Anglo American предполагает, что синтетические (выращенные в лаборатории) алмазы считаются экономической заменой природным алмазам. Обручальное кольцо, проданное с синтетическим бриллиантом, означает, что потеряна возможность продать кольцо с природным бриллиантом. Но дело даже в большем. Anglo American обеспокоена маркетингом синтетических бриллиантов и позиционированием товара.
Anglo American Corporation признает теперь в своем Годовом отчете за 2016 год (2016 Annual Report), что «технологические достижения делают производство созданных человеком синтетических алмазов ювелирного качества коммерчески целесообразным и существует все больше источников распределения». Она идет дальше. Она понимает, что «маркетинг синтетических бриллиантов старается преподносить их как имеющие превосходство с экологической и социальной точек зрения». [Пожалуйста, вчитайтесь в эту фразу: «Маркетинг синтетических бриллиантов старается преподносить их как имеющие превосходство с экологической и социальной точек зрения».]
В этом кроется настоящая стратегическая угроза: огромные финансовые ресурсы вкладываются производителями синтетических алмазов в делегитимизацию природных алмазов и бриллиантов – убедить потребителей, что «природные бриллианты» — это плохо или они даже являются злом. Синтетические бриллианты просто позиционируются, как сказала Anglo, «как имеющие превосходство с экологической и социальной точек зрения».
Anglo American заявляет, что последствиями для De Beers является «потенциальная потеря объемов продаж алмазов и бриллиантов, приводящая к отрицательному воздействию на поступления, денежный потоки, прибыльность и стоимость для [производителя алмазов]». Стратегия по снижению риска заключается, главным образом, в позиционировании синтетических бриллиантов как «другого» продукта и в развитии технологии для их обнаружения.
Мы предполагаем, что, если возникнет ситуация, когда риски выйдут «за пределы приемлемого уровня», то Anglo American, вероятно, избавится от своих активов по добыче алмазов. Они еще не достигли этой точки, они никогда даже не упоминали об этом, но объявление синтетических бриллиантов в качестве «основного риска» может быть первым шагом в таком процессе принятия решения.
Друзья, а почему нет результатов встречи совета директоров?
Сергей Кузнецов, жесть. Только продажа непрофильных активов нам поможет
При снижении ставки привлекательность дивидендных акций повышается?