Может ли спрос на нефть в Китае восстановиться?
Thu, Oct 3, 2024
Замедление роста спроса на нефть в Китае в этом году вызвало тревогу по поводу глобальных перспектив. Большинство прогнозистов в целом ожидают, что спрос в Китае в этом году снова составит 40-60% роста мирового потребления нефти, как это было на протяжении большей части этого века, когда общий рост составлял в среднем около 1,2 млн баррелей в день. Вместо этого видимый спрос на нефть в Китае снижается с апреля — последние данные свидетельствуют о том, что спрос в Китае в августе, обычно одном из самых сильных месяцев, был более чем на 5% ниже, чем в августе 2023 года. Но строгий контроль над информацией и растущее отсутствие прозрачности при президенте Си Цзиньпине еще больше затруднили точную оценку потребления нефти в стране, оставив открытой возможность того, что спрос в Китае может быть более устойчивым, чем он кажется в настоящее время, или даже более мрачным. По мере того, как мрачные экономические показатели в Китае накапливаются, многие прогнозисты понизили свои прогнозы роста спроса для страны и мира. Energy Intelligence теперь прогнозирует, что спрос на нефть в Китае вырастет менее чем на 100 000 баррелей в сутки в 2024 году по сравнению с 450 000 баррелей в сутки в январе. Видимый спрос на нефть в Китае упал до 15,24 млн б/с в августе, что на 0,5% меньше, чем в июле, согласно расчетам, основанным на официальных производственных и таможенных данных Китая. Импорт сырой нефти в Китай за первые восемь месяцев 2024 года снизился на 3% в годовом исчислении. Аналитики банка JPMorgan считают, что импорт сырой нефти в Китай, возможно, уже достиг пика. «Миру придется привыкнуть к росту без Китая», — говорится в недавней заметке аналитиков.
Потребление нефти в Китае, как известно, трудно оценить. Отчетность по данным часто происходит с задержкой, неполнотой или просто непоследовательностью. Официальная статистика может неточно отслеживать деятельность независимых нефтеперерабатывающих заводов, а государственные компании сообщают совокупные цифры, которые дают мало информации о структуре внутреннего потребления. Непрозрачная практика накопления запасов затрудняет проведение различия между потреблением и хранением нефти. Экономические данные могут быть мутными или пересматриваться задним числом, что добавляет еще один уровень неопределенности и затрудняет точную оценку спроса. Си Цзиньпин проявил больше интереса к контролю над нарративом вокруг экономики Китая, чем к публикации подробных данных, которые могли бы помочь внешним аналитикам сделать полные оценки энергетического и других секторов. Ужесточение контроля над информацией происходит на фоне эскалации геополитической напряженности. Отношения с США в последние годы охладились, а два крупнейших поставщика нефти в Китай — Россия и Иран — стали еще больше зависеть от страны в покупке своей нефти на фоне разрушительных западных санкций против них.
Производительность нефтеперерабатывающих заводов является ключевым индикатором спроса в Китае. В связи с этим пропускная способность в Китае в августе упала на 6,1% в годовом исчислении. Но низкая маржа сильно ударила по нефтеперерабатывающим заводам везде, а не только в Китае, а пропускная способность в стране в августе не изменилась по сравнению с июлем 2024 года. Аналитики, придерживающиеся щедрого взгляда, считают, что текущие низкие показатели нефтеперерабатывающих заводов являются цикличными и что рост спроса может улучшиться, как только маржа увеличится. Избыток мощностей на китайских нефтехимических заводах является краткосрочным тормозом, но, учитывая дефицит в других местах, эти заводы могут поддержать ожидаемый глобальный рост спроса на нефтехимию. В связи с тем, что потребление дизельного топлива, вероятно, достигло пика в Китае, а бензин движется в этом направлении, реактивное топливо стало одним из немногих светлых пятен для спроса в стране, поскольку внутренние путешествия набирают обороты после пандемии Covid-19. Но рост скромный и вряд ли компенсирует снижение цен на другие продукты. Недавние правительственные стимулы, направленные на укрепление экономики Китая, дали краткосрочный импульс настроениям и фондовым рынкам в Китае, но большинство считает, что стимулы слишком малы, чтобы оказать существенное влияние на спрос на энергоносители. Тем не менее, более масштабный раунд мер стимулирования, на который намекает Пекин, может привести к улучшению ситуации в строительстве и других секторах, которые имеют более прямую связь с потреблением топлива.
Тем не менее, имеющиеся сегодня данные указывают на дальнейшее структурное снижение спроса в Китае. Быстрое распространение электромобилей (EV) и грузовиков, работающих на СПГ, представляет собой самую большую угрозу для роста спроса на топливо. Более половины новых автомобилей, проданных в Китае в августе, были электромобилями, второй месяц подряд они опережали обычные автомобили. Более широкое внимание к сокращению выбросов может еще больше снизить спрос на нефть. Интенсивность использования нефти в Китае — показатель объема потребляемой нефти на единицу ВВП — сократилась вдвое с 2001 года, что является более быстрыми темпами, чем в США. Китай также является крупнейшим в мире поставщиком и одним из самых быстрых последователей возобновляемых технологий. Правительство предпринимает согласованные усилия для стимулирования спроса на электромобили и подключаемые гибриды, включая программы trade-in, чтобы побудить потребителей покупать более экономичные автомобили. Остаются вопросы о том, как быстро произойдет проникновение электромобилей в более отдаленные районы Китая, но страна умеет создавать инфраструктуру, включая зарядные станции, которая может помочь поддержать более широкое внедрение электромобилей. Дальнейшая дефляция затрат в производстве электромобилей также вероятна и может отразить поразительное снижение цен на китайские солнечные панели за последнее десятилетие с лишним. Что касается нефтепереработки, то в 2021 году Пекин установил ограничение мощности в 20 млн баррелей в сутки по всей стране, планируя закрыть наименее эффективные объекты и обуздать неконтролируемый рост.