В рамках рыночной экономики бремя исправления санкционных дефектов лежит на плечах бизнеса. Российский предприниматель справился с этим вызовом довольно успешно.
Хотя государство заняло командные позиции в экономике страны, именно бизнесу предстоит стимулировать ее развитие, утверждает доктор экономических наук, декан факультета экономики МГУ Александр Аузан.
На данный момент, как и двадцать лет назад, мы стоим перед переломным моментом в отношениях между частным бизнесом и государством России.
После «дела ЮКОСа» произошел переход от одной неравновесной системы к другой. В 90-е годы наблюдался «захват государства бизнесом» (state capture), когда государственные институты использовались для приобретения активов.
В начале нулевых годов сложилась «захватом бизнесом государства» (business capture), когда государство фактически контролировало бизнесовые активы, а права собственности стали условными.
Одной из основных проблем предыдущей системы была родовая травма бизнеса, связанная с
залоговыми аукционами,
нелегитимной приватизацией и
формированием гигантских капиталов через связи с государством.
Эту проблему можно было бы решить иными способами, включая введение налога на неожиданный доход (windfall tax), который обсуждался экономистами еще в 2003 году. Однако власть не проявила интереса к решению этой проблемы, поскольку легитимность крупной собственности давала возможность управлять ее владельцами.
Государство, фактически, угрожало бизнесу, указывая на возможные социальные последствия, если бы оно ушло с игрового поля.
В начале нулевых годов новое поколение бизнесменов, достигших успеха в период экономического роста, стало противостоять «старому» крупному бизнесу. Это привело к формированию трех бизнес-ассоциаций, представляющих как крупный, так и средний и малый бизнес, каждая из которых имела свои возможности воздействия на законодательный процесс.
Следует отметить, что в этот период, помимо бизнеса и государства, активно действовало гражданское общество, что создавало дополнительный фон для дискуссий и повышало маневренность бизнеса. Это время также стало началом обсуждения «социальной ответственности» бизнеса и появления спонсорства от крупных компаний, часто являвшегося не столько свободным выбором, сколько дополнительным налогом.
Следующий этап развития системы наступил в 2014 году. После кризиса 2008-2009 годов экономисты столкнулись с вопросом о выборе модели развития.
Правительство Медведева заявило о намерении стимулировать приток инвестиций через развитие институтов либерального государства. Однако выбор был сделан в пользу государственного капитализма, что было частично связано с политическими изменениями после событий в Крыму в 2014 году.
Бизнес стал младшим партнером в этой системе, где государство претендовало на контроль не только над важными источниками ренты, но и над развитием экономики в целом.
Тем не менее, бизнесу было предоставлено определенное пространство для вложений, особенно если государство первоначально вносило свой вклад.
Новейшая фаза в отношениях между бизнесом и властью началась в 2022 году, когда российский государственный капитализм приобрел особый оттенок, став военно-государственным капитализмом.
Государство в первую очередь сосредоточилось на обороне и связанных с ней социальных выплатах. Однако роль бизнеса в этом контексте не ослабла, а, наоборот, возросла. Столкнувшись с новыми санкциями в 2022 году, а также частично в 2023 году, Россия стояла перед выбором между мобилизационной и рыночной моделями, и выбор был сделан в пользу рынка. Рыночная экономика означает, что бизнес должен сам решать проблемы, возникшие в результате санкционных действий. Российский бизнес успешно справился с этими вызовами.
Может ли это означать, что рыночная модель вновь подтвердила свою эффективность, и бизнес может чувствовать себя уверенно?
Нет, этого нельзя сказать.
Действующая налоговая система позволяет государству получать достаточно средств для финансирования трех основных задач:
обороны,
социальных нужд и
строительства инфраструктуры для «поворота на Восток».
Однако баланс между государственными расходами и прибылью предприятий является крайне важным, учитывая, что государство и бизнес вынуждены бороться за ограниченные ресурсы.
Существует определенная потребность в дополнительных ресурсах для государства, и это может быть достигнуто различными путями, включая увеличение налогов или введение новых налогов, таких как налог на конъюнктурные «сверхдоходы».
Хотя альтернативным вариантом является национализация, это решение носит высокий риск и маловероятно в российских условиях, где государство скорее выбирает избирательную национализацию для снижения влияния определенных владельцев на экономику.
Новая реальность, вызванная санкциями, привела к изменениям в бизнесе. Вхождение в активы, оставленные иностранными инвесторами, принесло определенному сектору бизнеса увеличение прибыли. Однако это временное явление, связанное с освоением новых возможностей. Конкуренция теперь идет не только со стороны западных компаний, но и с компаниями из Китая и Турции, чей стиль ведения бизнеса может отличаться. Например, конкуренция с китайскими компаниями может включать в себя угрозу демпинга, поддерживаемого государством.
Сегодня как бизнес, так и государство стараются обеспечить самодостаточность экономики, особенно в области критически важных технологий. Однако это не всегда способствует повышению конкурентоспособности. Важно, чтобы государственные планы развития включали в себя активное участие бизнеса и институтов развития.
Нам нужно увидеть новое поколение российских предпринимателей, которые смогут вернуть страну на мировые рынки. Вероятно, реальный спрос на российские товары и услуги на мировом рынке появится через несколько лет, после ожидаемой рецессии в мировой экономике.
России нужно стремиться к созданию уникальных продуктов и услуг, а также интегрироваться в глобальные цепочки поставок, предлагая свои разработки для массового производства в других странах.
Россия потеряла миллион тонн экспорта нефтепродуктов в результате ударов по крупнейшим нефтеперерабатывающим заводам
"Упущенное десятилетие": реальные доходы россиян оказались ниже уровня 2013 года.
Росстат зафиксировал восьмой год подряд вымирание населения России. Прогноз — потеря более 500 тыс. ежегодно в течение двух десятилетий
P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем?
сказочно то как
на самом деле сейчас наблюдаем крах российской государственности...