Продолжаем выводить росстатовских манипуляторов на чистую воду.
Наглость, с которой они занижают темпы инфляции, раздражает многих, но докопаться до правды совсем не просто. Однако есть несколько косвенных способов, один из которых я рассмотрел в первой части. Пусть они не дают точности в пределах года-двух, но на длинных временных интервалах, смотрятся неплохо. Особенно на контрасте с государственной липой.
Кстати, никого не удивляет, что ЦБ держит ставку в 16% при официальной инфляции в 7,4%, и пока даже не думает ее снижать?
Давайте разберем еще один способ оценки инфляции. Возможно, он даже проще, чем «курсовой метод» из первой части.
Вспомним, ключевое уравнение монетаристской теории
M*V=P*Q
Которое фиксирует прямую зависимость между M (денежной массой) и номинальным ВВП (P*Q), где P – это средние цены, а Q – объем выпуска.
Самая загадочная часть уравнения – V – скорость обращения денег, — но никто толком не знает, что это такое, а самое главное, как ее посчитать, поэтому в стабильной экономике ее считают плюс-минус константой.
Если скорость обращения неизменна, тогда можно получить простое соотношение для анализа:
P=M/Q
То есть темпы роста цен – определяются отношением темпов прироста денежной массы к темпам прироста физического объема ВВП.
Огромный плюс этого уравнения в том, что темпы роста денежной массы подсчитываются Центробанком независимо от Росстата и этим данным, полагаю, можно доверять. Темпы роста физического объемы выпуска – также подделать нелегко (точно сложнее, чем уровень цен).
Давайте теперь выведем все данные в таблицу.
Или то же самое в виде графиков.
До 2019 года занижение инфляции Росстатом не носило системного характера (что, кстати, подтверждается личными наблюдениями). По крайней мере, не настолько нагло и явно.
Оценить накопленную разницу расчетной и официальной инфляции можно на графике выше. Она колоссальная. Разница даже больше, чем по первому методу! Нужно отдельно прокомментировать, что частично навес денежной массы может быть абсорбирован через финансовые рынки и рынок недвижимости.
Снижается, в том-то и дело. Особенно после событий 2020-2022 гг. Население напугано и паркует все большие суммы на вкладах и накопительных счетах (а после мобилизации и вовсе наличными снимали). ЦБ даже отмечал это в одном из прошлогодних решений по ставке.
Даже не в два раза за 12 лет.
во-вторых, структура денежной массы имеет значение.
В начале нулевых жили от зарплаты до зарплаты. Получили зарплату — потратили ее. Кроме того, были высокие инфляционные ожидания и низкое доверие к финансовой системе, то есть деньги не хранили, а сразу старались потратить.
Поэтому в нулевые скорее всего скорость обращения быстро снижалась (а доля длинных вкладов росла).