Георгий Аведиков
Георгий Аведиков личный блог
15 июня 2023, 11:06

🏦Новое IPO на Мосбирже?

Появилась информация о том, что финтех-сервис CarMoney планирует получить листинг на Московской бирже. Материнская компания в лице ПАО «Смарттехгрупп» 9 июня изменило форму с АО на ПАО, а неделей ранее был зарегистрирован дополнительный выпуск ценных бумаг (обыкновенных акций) в количестве 600 млн штук. Совет директоров тоже сформирован.

📝 Представители эмитента дали интересное интервью Тимофею Мартынову, основные тезисы которого приведу ниже.

✔️ Основными инвесторами ожидаются физические лица, институциональные игроки тоже могут подключиться, но скорее всего позже.

✔️ Целью проведения IPO является наращивание собственного капитала для удовлетворения нормативов со стороны ЦБ. Долговое финансирование этого не решает. На текущий момент это единственное, что сдерживает кратный рост компании.

✔️ Бизнес входит в ТОП-10 МФО (микрофинансовых организаций) по размеру чистой прибыли и портфеля. По оценке Антона Зиновьева (основатель компании), они находятся в смежном сегменте между МФО и банковским сектором — займы CarMoney по своим параметрам ближе к потреб кредитам и далеко не микрозаймы (средний займ CarMoney — 300 тыс (максимальный до 1 млн), ставки от 40%, срок до 4 лет)

✔️ В силу удобства регистрации и гибкости организационно-правовой формы МФО, эмитент выбрал именно ее для осуществления своей деятельности.  Однако бизнес-модель компании и сам залоговый продукт по всем параметрам ближе к банковскому кредитованию, чем к микрофинансированию.

✔️ Основным направлением деятельности является выдача займов под залог автомобиля, причем само транспортное средство остается у владельца, в отличие от ломбарда.

✔️ Средняя ставка по портфелю выданных кредитов сейчас составляет 80% (оперируют от 40% до 100%), сегмент беззалоговых привычных всем МФО начинается с уровня ставок в 100% и выше. Рассчитывают, что размещение позволит CarMoney снизить размер средней ставки.

✔️ Потенциальный рынок займов под залог авто может составить до 132 млрд руб., из которых сегодня 4% приходится на CarMoney, 2% суммарно на небольшое количество конкурентов и 94% — незанятая ниша.

✔️ Доля просроченной задолженности на данный момент составляет 13-15%. Ставка по кредиту зависит от риска заемщика и для каждого клиента определяется индивидуально. Для этого используются собственные технологические решения.

✔️ В случае невозможности выплатить кредит в срок, клиент вправе самостоятельно реализовать свой автомобиль или воспользоваться услугами компании.

✔️ За счет наличия залога (автомобиля), риски невозвратов гораздо ниже, чем в традиционных МФО.

✔️ Крупных конкурентов у бизнеса на данный момент нет.

✔️ Структура финансирования делится на 3 части: 1,75 млрд руб. привлечено от кредиторов (инвестзаймы — стандартный инструмент привлечения финансирования для МФО) со средней ставкой 18%, 827 млн руб. привлечено с продажи облигаций со средней ставкой 17,2%  и 300 млн руб. привлечено в виде банковских кредитов со средней ставкой 14,5%.

📌 Дивидендная политика есть, ее опубликуют ближе к дате IPO. Сама дата пока тоже обсуждается, но может быть очень скоро.

📌 Текущий кредитный рейтинг компании «BB-», планируют в перспективе его повышать, в том числе за счет увеличения достаточности капитала через привлечение средств с IPO.

Если компания проведет IPO, то это будет второй выход на биржу в текущем году. Ждем более детальной информации по размещению и там разберем детально, насколько участие может быть интересным. Пока можно посмотреть эфир — там много интересных особенностей сектора, отличие залоговых и беззалоговых моделей, влияние регуляторных изменений.

🏦Новое IPO на Мосбирже?


Следить за всеми моими обзорами и новостями в оперативном режиме: TelegramВконтактеДзенСмартлаб

1 Комментарий
  • Сергей
    15 июня 2023, 11:30
    Ничего против CarMoney не имею, но посмотрите на динамику похожего проекта $ML МoneyLion — который вышел на NYSE летом 20го (на пике бума SPACов итп).

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн