По любезному приглашению Риком-Траст и ООО НПП «Мизотти» — Моторные технологии», 19 мая мы посетили г. Пенза для участия в конференции «Практический опыт привлечения инвестиций через выпуск облигаций для предприятий МСП». Нет смысла пересказывать тезисы спикеров, все это описано в материалах портала «RusBonds» и региональных СМИ. Главная ценность, как и всегда, в живом общении с эмитентами и в возможности «руками потрогать» бизнес.
Нужно сказать, что впечатления остались самые положительные и в чем-то существенно выше ожиданий. Да, по нашему мнению эмитентам малого и среднего бизнеса не хватает IR-активности, многих изменений частный инвестор не видит, а возможности ездить по стране есть не у каждого. Впрочем, и организация таких мероприятия — это уже немало! Олег Абелев («Риком-Траст») недавно сделал любопытный анализ, из которого видно, что у нас на рынке всего 363 эмитента облигаций. Много это или мало? Нам в АВО представляется, что это крайне мало для масштабов нашей страны. Потенциальные эмитенты, особенно не в столичном регионе, просто не знают такого инструмента как облигации, а если и слышали о нем, то далеко не полностью осознают его значимость для бизнеса, меряя все лишь ставкой привлечения дебютного выпуска.
И вот Пенза, на рынке сейчас несколько эмитентов малого и среднего бизнеса из этого региона. Как так вышло? А вот благодаря Ольге Израновой (основатель и генеральный директор компании «Моторные технологии»). Она не только вывела несколько лет назад с дебютным выпуском свою компанию, но и активно вела и ведет разъяснительную работу с коллегами по бизнесу о том, что такое бонды и об их преимуществах относительно иных источниках финансирования.
В России есть десятки субъектов федерации, от которых на рынке нет ни одного эмитента малого и среднего бизнеса! Ну как же так? Кто не дорабатывает? Малый бизнес есть, потребность в беззалоговом финансировании есть, а эмитентов нет — удивительно! Нам представляется крайне важной задачей государственного уровня развитие рынка облигаций для малого и среднего бизнеса! Это настоящий мост между частными сбережениями и частным бизнесом! Если представить себе, что спустя время такая задача будет решена, то это существенно поменяет экономическую ситуацию в нашей стране. Тут должны потрудиться все интересанты, в том числе действующие эмитенты, организаторы выпусков, регуляторы и законодатели, местные исполнительные органы власти и сами инвесторы.
Если руководитель «Моторных технологий» может вовлекать инвесторов у себя на родине, значит этот эффект масштабируем и на другие регионы. В принципе, если нарисовать карту с «очагами» эмитентов, то она нам наглядно покажет, что там, где появился в субъекте один эмитент, очень скоро появится и второй, и последующие. Такова природа нашего частного бизнеса, собственники — это всегда активные люди, которые этим горят и способны вовлекать других.
Российский бизнес очень адаптивный, очень стойкий к негативным изменениям бизнес-среды. Мы в своих публикациях еще вернемся к этой теме, очень хочется и государственным структурам показать конкретный экономический эффект от облигационного финансирования бизнеса. Мы пока не видели в свободном доступе официальных расчетов, сколько же налогов дал малый бизнес, который на бондах в разы нарастил выручку, прибыль, количество рабочих мест у себя и смежников, но даже наши подсчеты «на коленке» говорят о том, что субсидировать выпуски и популяризировать их отнюдь не мода, а вполне себе перспективное для бюджета дело.
Ну и как обычно в наших постах последних недель, мы приглашаем всех на «Ярмарку эмитентов», она именно про это — про развитие рынка облигаций. Приходите, что называется, попробовать рынок на вкус. Потом будем спорить как правильно писать «Made in Russia» или «Сделано в России»💼
yarmarka.bondholders.ru/?utm_source=Unisender&utm_medium=email&utm_campaign=&utm_content=yarmarka&utm_term=avo
@bondholders