Сбербанк отчитался по итогам 2022 года по РПБУ. В этой статье мы рассмотрим отчетность Сбера и спроецируем его результаты на отрасль, а также определим перспективы сектора на 2023 год.
Прибыль Сбербанка упала на 75% в 2022 году
Банк отчитался по результатам 2022 года с чистой прибылью в размере 300,2 млрд руб. (-75,7% г/г). При этом первые 9 месяцев года банк показывал убытки и только в последние три месяца вышел в прибыль.
Чистый кредитный портфель показал рост на уровне верхних границ диапазона прогнозов ЦБ. Корпоративный портфель +12,4% г/г, кредиты физлицам +12,9% г/г, из которых ипотека +20,0% г/г. Отмечается рекордная за все время выдача ипотеки в декабре 2022 года в объеме 382 млрд руб, вызванная ажиотажем на фоне изменений в льготной программе.
В отчетности раскрыто годовое значение стоимости риска (CoR) на уровне 3,7%. Один из важнейших показателей демонстрирует ожидаемую динамику, но был ниже наших ожиданий на уровне 4,3%. (В ковидный 2020 год CoR составлял 2%.)
Восстановление в отрасли произошло только к концу года
Сбербанк стал первой компанией, которая отчиталась по итогам 2022 года. Но его результаты можно проецировать на отрасль, учитывая доминирующую позицию банка в различных сегментах рынка.
В первой половине 2022 года в банковской отрасли сформировались убытки из-за валютных позиций, расходов на дополнительные резервы и повышенных процентных расходов. При этом в последние несколько месяцев 2022 года динамика этих показателей нормализовалась и сектор вышел в ноль (об этом также говорит восстановление совокупного капитала банков до уровня начала СВО, ~11,8 трлн руб. в октябре).
В 2023 году риски сохраняются
С одной стороны, результаты Сбера сигнализируют о тенденции к нормализации доходов и снижению рисков в отрасли (CoR во второй половине 2022 г. значительно ниже, чем в первой половине). С другой стороны, по нашему мнению, 2023 год несет с собой риск замедления экономики, что может вызвать вторую волну повышенных расходов и ухудшения балансов для банков.
К рискам относятся следующие: падение объемов добычи нефти, газа и производства нефтепродуктов, сокращение рынка недвижимости, новые налоговые изъятия денег из экономики из-за дефицитного бюджета.
Эти риски выльются в повышенные расходы для банков и снижение прибылей. В условиях замедления экономики банкам придется создавать больше резервов и снижать темпы кредитования. В случае схожих по масштабу с 2022 годом экономических шоков (начало СВО или мобилизация) мы можем вновь увидеть повышенные процентные расходы (меры для удержания вкладчиков), что в совокупности с прочими факторами ухудшит балансы банков и снизит их прибыльность.
Алекпер Мамедов, Senior Analyst