Год конца дешевых денег и курсового шока. Финансовые рынки приспосабливаются к более высоким ставкам. Это не значит, что хаос закончился. Будет ли в 2023 году спокойнее?
15 декабря 2022 года в Нью-Йорке, акции упали более чем на 700 пунктов, так как инвесторы отреагировали на новость о том, что Федеральная резервная система продолжит повышать процентные ставки для борьбы с инфляцией.
После сильного скачка с середины октября фондовые рынки снова упали. S&P 500, индекс американских акций, потерял 5% с 14 декабря, когда Федеральная резервная система повысила процентные ставки на полпроцента, а ее председатель Джером Пауэлл заявил, что политики не планируют снижать ставки до тех пор, пока они не будут уверены, что инфляция снижается до 2%. «Исторические записи настоятельно предостерегают от преждевременного ослабления политики», — заявил он.
Конец дешевых денег вызвал драму на рынках в 2022 году. Инвесторы надеются, что хаос скоро закончится и снижение ставок может произойти уже в середине 2023 года. Тем не менее, предупреждение г-на Пауэлла звучит как попытка убедить всех в том, что оптимизм неуместен.
Это будет не в первый раз. Рынки рухнули после большинства заседаний ФРС в этом году, поскольку инвесторы были потрясены ястребиным тоном Пауэлла. В каждую из пяти худших недель для американских акций в 2022 году акции падали примерно на 5%.
Все они произошли непосредственно перед или после заседания ФРС. Поскольку инфляция, впервые вызванная налогово-бюджетным стимулом, оказалась более жесткой, чем ожидалось, все более ястребиный центральный банк отмерил чудовищное повышение ставок, хотя инвесторы продолжали надеяться, что она может ослабнуть.
Когда фондовый рынок Америки достиг пика 3 января, рынки облигаций думали, что верхняя граница учетной ставки ФРС в 0,25% вырастет к концу года всего на 0,75 процентных пункта. В данном случае она составляет 4,5%.
Жесткое ужесточение денежно-кредитной политики стало спусковым крючком для большей части турбулентности, потрясшей финансы в 2022 году.
Обвал цен на акции технологических компаний был настолько сильным, что Meta (запрещена в РФ) дважды теряла более четверти своей стоимости за один торговый день.
Падение на рынках облигаций было настолько сильным, что весной рынки корпоративных эмиссий и займов застопорились.
Осенью британские пенсионные фонды были в смятении из-за движения цен на золото, а крах криптовалюты выявил то, что американские власти называют «массовым многолетним мошенничеством» на ftx, бирже, совершенной Сэмом Бэнкманом-Фридом, бывшим вундеркинд.
20 декабря Банк Японии взбудоражил рынки, изменив свою политику ограничения долгосрочных процентных ставок.
В каждом случае были свои особенности, но все они были раскрыты, когда эра бесплатных денег подошла к концу.
Будет ли в 2023 году спокойнее?
Процентные ставки выше в большинстве богатых стран мира, чем они были в течение более чем 15 лет, поэтому может показаться, что большая часть шока ставок осталась в прошлом.
Инфляция, по-видимому, снижается, по крайней мере, в Америке. Хотя многие страны Европы все еще борются с высокими ценами на энергоносители, похоже, что и там рост цен замедлился.
Возможно, адаптация, хоть и болезненная, в основном уже сделана.
Такое мышление вполне может оказаться ошибочным.
Во-первых, остается пропасть между тем, что ФРС говорит, что она будет делать, и тем, что ожидают от нее инвесторы.
Центральный банк считает, что ему, возможно, придется поднять процентные ставки выше 5% в 2023 году и оставить их на этом уровне.
Это не соответствует ожиданиям инвесторов.
Несмотря на предупреждения Пауэлла, они делают ставку на более мелкий пик и продолжают думать, что первое снижение ставок может произойти уже летом.
Короче говоря, политики и инвесторы по-прежнему расходятся во мнениях по наиболее важным вопросам.
Насколько жесткой будет инфляция?
На каком уровне ставки достигнут пика?
И когда центробанки начнут расслабляться?
Другой источник неопределенности заключается в том, войдет ли Америка в рецессию, и если да, то когда. ФРС считает, что его можно пощадить, прогнозируя медленный рост на уровне 0,4–1% в 2023 году и инфляцию на уровне 2,9–3,5%.
Если начнется рецессия, инвесторы будут не готовы.
Аналитики говорят, что прибыль вполне может вырасти на 7,6% в 2023 году, что намного выше номинального ВВП.
Наконец, последствия шока процентных ставок все еще сказываются на ценах на активы.
Пока что приспособились только самые быстрые и нестабильные рынки активов, такие как акции, облигации и криптовалюта.
Эти шаги все еще перевариваются финансовыми учреждениями. Только в криптографии крупные фирмы оказались в реальной опасности: некоторые кредитные платформы, биржи и хедж-фонды обанкротились.
Однако шок процентной ставки может выявить трещины в других частях финансовой системы. И еще больше боли впереди.
Цены еще не скорректировались на рынках, которые медленнее снижают стоимость активов, таких как частный капитал и недвижимость.
Шок процентных ставок доминировал на финансовых рынках в 2022 году. Неудивительно, что инвесторы хотят положить ему конец.
Тем не менее, большие дебаты об инфляции и процентных ставках остаются неразрешенными; надежды инвесторов на рост и прибыль выглядят слишком радужными; и последствия повышения ставок еще должны проникнуть во все уголки финансовой системы.
Во что бы ни предпочли верить инвесторы, хаос 2022 года вполне может последовать за ними в новом году.
Пост написан на основестатьи The Economist
P.S. Подпишитесь на«КОГоть» — КороткоОГлавном.
Поддержите канал реакций или комментарием. Темы, набравшие наибольшее число ваших реакций, будут чаще появляться в канале