Уровень человеческого капитала в России точно соответствует модели Естественных государств Норта, концепциям неравновесного социального контракта Бьюкенена, модели оседлого бандита Олсона и модели смещения автократий Асемоглу. Это видно не только по вакуумированному сознанию корневых масс, находящихся под облучением мощной, но незамысловатой пропаганды при одновременном ограничении доступа к альтернативной информации — в основном технически-репрессивном. Но это видно, в том числе, и по образу мышления большой доли населения, занимающегося интеллектуальным трудом.
Чем объяснить невежество, фатальное незнание и ложное знание, когнитивные искажения, неспособность к каузации и критическому мышлению (достаточно посмотреть на комментарии к моим постам, по крайней мере, к самым читаемым, и сделать срез по указанным параметрам. Результаты крайне любопытные, есть тема для небольшого исследования )? Навскидку можно привести три важных причины.
а) удержанием низкой инфляции и приемлемых потребительских возможностей,
б) снижением человеческого капитала, уровня знаний и критического мышления,
в) информационным вакуумированием,
г) усилением репрессивных механизмов.
Эти процессы находятся в основании автократии. Сейчас же, когда первый пункт больше не актуален вовсе на фоне беспрецедентных геополитических решений и их последствий, режим усиливает монополизацию информационных каналов и пропагандистское облучение, одновременно капсулируя сознание как плохо образованных масс, так и “белых” воротничков, теряющих способность к каузации ввиду, скажем прямо, не блестящего образования (деградирующего в последние 10 лет на всех уровнях) и националистическо-патриотической пропаганды.
Все это — плохое образование, недостаток знаний, пропагандистская радиация — меняют объективистскую картину мира и существенно понижают уровень критического восприятия действительности. Причем это касается как недавних выпускников ВУЗов, так и людей поколения 45 — 50+, получавших образование в позднем совке или ранней России, где общественные науки находились на уровне “их нет”, а то, что называлось общественными науками, можно причислить к лженауке с набором бессмысленных постулатов (я бы назвал это бредом, но наверное это будет слишком громко).
Помимо этого, условный “средний класс” (во всяком случае в российской интерпретации этого термина) годами приучался режимом к лояльности через потребительское удовлетворение, относительную социально-экономическую стабильность, ну и всю ту же пропаганду несколько более высокого уровня, чем вечерние эфиры центральных телевизионных каналов. Это привело, в числе прочего, к тому, что белые воротнички полностью утратили гражданскую пассионарность, необходимость информационной диверсификации через использование спектра каналов информации, а не моно-контента. И, как следствие, они, в целом, утратили способность и желание к критическому мышлению, удовлетворяясь однородной картинкой выстроенной властью альтернативной реальности, житейской и потребительской стабильностью, меркантилистской формой капиталистической экономики и национальным величием. Ну так теперь у них, похоже, осталось только первое и последнее из перечисленного.
Много раз я говорил и писал о том, что существует непреложная аксиома: как только автократия начинает смещаться из информационной в диктаторскую, как только режим окончательно персонифицируется, это автоматически означает, помимо прочего, интенсификацию подавления человеческого капитала и неизбежное падение общего уровня благосостояния граждан, поскольку фокус режима смещается с социально-экономической стабильности на внешнюю агрессию или внутренние репрессии, что вообще-то является новым равновесием в парадигме диктатуры. Эти два фактора — иногда это условия, иногда последствия - очень синергичны. Разговор о втором моменте из двух упомянутых я здесь опущу, а вот что касается первого пункта, напомню, что его причина — необходимость сдерживать развитие индивидуального самосознания и потенциала гражданской инициативы, т.е. гражданского общества.
Режиму необходима поддержка большинства, и до тех пор, пока режим не укоренился в зоне тоталитарной диктатуры и всеобщих гражданских репрессий на предельных уровнях (к чему страна сейчас близка как никогда с 1953 года), он будет всеми силами сохранять низкий уровень человеческого капитала как ядерного электората, так и потенциального меньшинства. Это — обязательное условие удержание лояльности и одобрения. Режим делал и будет делать это через те самые механизмы, которые я описал выше, в частности, через капсулирование сознания пропагандой и моно информацией при уничтожении большинства альтернативных источников, т.е. через укрепление информационной изоляции.
Это будет происходить до тех пор, пока диктатура не сдвинется далее — в тоталитаризм. Тогда все манипуляции с общественным мнением и человеческим капиталом будут бессмысленны, поскольку концепция тоталитарной парадигмы не предполагает необходимости получения лояльности и хотя бы видимой легитимности. Начинает действовать примат тотального страха и безусловного подчинения без каких- либо «белых коридоров», одобрений и исключений. Естественно, я иррационально надеюсь, что этого не произойдет.
Сегодня режим, сместившийся к диктатуре, стремительно и всецело свалился в идеологию национализма и внешнего врага, в том числе не только на уровне информационных манипуляций и пропагандистского контента, но и на уровне официальной государственной политики. Мы все знаем о разнарядках по идеологическим урокам и в школах, и вузах, что для цивилизованного человека является дикостью и в очередной раз напоминает опыты тоталитарных диктатур 30-х годов. Помимо этого нынешняя ситуация позволяет не просто индоктринировать концепцию внешней угрозы в пропагандистской повестке, она позволяет доводить ее до максимальной риторической и эмоциональной истерии, сплачивая все большие слои населения и склеивая их милитаристско-националистическими нагнетанием (опять напрашиваются аналогии с тоталитарными режимами Европы первой половины 20 века).
Поэтому нет никаких сюрпризов в том, почему режим получает существенную легитимную поддержку во всех слоях населения — от чернорабочих до доцентов. Уровень человеческого капитала намеренно и системно понижался и понизился до уровня, соответствующего типичной агрессивной диктатуре, то есть до очень низких пределов. Это — совершенно модельная ситуация для всех диктатур 20 века.
И без того крайне невысокое качество образования, которое последовательно снижалось, как минимум, последнее десятилетие, усилилось информационными искажениями, что привело, в общем, к тому уровню критического сознания, к тому уровню знаний вообще, к той искаженной картине мира, которую мы можем идентифицировать сейчас по многим источникам и метрикам. Например по уровню поддержки нынешних действий властей или, в частности, по комментариям на ресурсах, априори предполагающих интеллектуальную тематику, например, экономическую, инвестиционную, политологическую, социологическую. По тому, в каком мракобесии, дремучем невежестве и элементарном незнании обсуждаемых и комментируемых тем пребывают люди предположительно образованные или, как минимум, с пониманием предмета, можно судить об общем уровне современного человеческого капитала в этой стране. Иногда это страшит, иногда веселит, но уже никогда не удивляет.
Зато есть выборка для исследований. Можно заняться на досуге.
божественно!