Всем привет!
Ежемесячный обзор портфеля будет на неделе, а пока хотел бы расписать про идеи, которые я сейчас вижу в РФ
Глобально думаю, что сейчас рынок наш очень располагает к инвестициям. Об этом можете почитать в моих постах про оценку рынка
Также я продолжаю придерживаться в РФ довольно простых правил:
Ниже хотел бы расписать поподробнее про текущие идеи, из которых плюс-минус и состоит мой портфель (это идеи, а не большие обзоры по компаниям. Нет цели подробно рассказать про каждую компанию)
Сбербанк
Сбербанк — пример одной из немногих компаний, которые стабильно удерживают свое рыночное положение + наращивают бизнес
Компания доказала, что может зарабатывать высокий возврат на капитал (с поправкой на периодические кризисы)
И это значит, что акции Сбербанк — хороший выбор для долгосрочных инвесторов.
Осталось только убедиться, что эти акции куплены не дорого. Но с этим проблем сейчас нет
Акции Сбербанка стоят дешевле 1.0х P/B, что случалось довольно редко исторически
Из последних примеров — это 2020 ковид и 2014-2015 г. Крым и Донбасс
Но сейчас дивиденды существенно выше, чем это было в 2014-2015 гг… Плюс в 2014-2015 гг. был общий кризис в РФ. Сейчас этого нет (возможно пока). График дивдоходности:
Многие также считают, что сейчас надо покупать обыкновенные акции, а не привилегированные. Так как отношение обыкновенные/привилегированные сейчас на минимуме.
Ничего не имею против такой точки зрения, это хорошая мысль. Но я сам покупал префы.
ВТБ
Еще один российский банк, который многие не любят по объективным причинам:
Но я считаю, что на данный момент ситуация вокруг в ВТБ лучше, чем она была раньше:
Банк нарастил комиссионные доходы, CIR стал даже ниже среднеотраслевого (40%)
ROE по итогам 2021 г. стал 17%, что очень неплохо. Что было исторически — сами видите
ВТБ остается №1 корпоративным банком в РФ
Как я писал выше, основным драйвером переоценки являются дивиденды.
На текущий момент консенсус такой, что банк сможет выплатить 50% чистой прибыли по МСФО на дивиденды:
Историческая и форвардная доходности приведены ниже.
Прогнозная доходность в 2018-2020 гг. была высокая, так как аналитики рассчитывали, что ВТБ заплатит высокие дивиденды.
Но на исторической — мы видим, что ВТБ свои обещания не выполнял
Теперь доходность еще выше, но и вероятность «сдержать слово» тоже выросла. В этом я вижу определенную асимметрию
Текущая оценка ВТБ также привлекательна.
Если вычесть привилегированные акции из капитала, то мы получим оценку около 0.4x P/B и 2-3х P/E
Для сравнения, Сбербанк стоит ~1.0x P/B и 5x P/E - то есть ВТБ показывает лучше дивиденды, но при этом идет с бОльшим дисконтом. Однозначно неплохая value история.
Глобалтранс
Глобалтранс занимается грузовыми жд перевозками, имея в своем парке 70 тыс. вагонов (60% это полувагоны, 30% — цистерны)
В отрасли считается, что Глобалтранс это №1 игрок — у них лучшие клиенты, лучшие контракты и удобные маршруты, которые минимизируют издержки
С другой стороны рынок в грузовых вагонов — это сложный рынок, тут большая конкуренция и прибыльность игроков сильно зависит от текущих ставок
Идея в том, что сейчас ставки аномальны высокие, при этом на котировках это пока не вполне отразилось
Рыночные ставки (руб / вагон / сутки, см. https://railcommerce.com)
Я посмотрел какие были ставки раньше и как они перекладывались в эффективную ставку Глобалтранса
Получилась следующая картинка:
Implied rate excl. empty run — это расчетная ставка по которой Глобалтранс возит груз. Я считал ее на основе Adjusted Revenue, но еще вычел расходы на порожний пробег (empty run costs). То, что это правильный метод расчета ставки, я подчерпнул тут: https://f-husainov.livejournal.com/783194.html (очень интересный блог, если вы интересуетесь грузовыми вагонами)
Market rate (gondola + tank) mix — это микс из ставок на цистерны и полувагоны — в такой пропорции как это было у Глобалтранса
В принципе, мы видим интересные выводы:
Я сделал расчет показателей Глобалтранса в текущей конъюнктуре и у меня получилось примерно следующее
Если перейти к выводам, то я думаю, что при текущих ставках (если они продержатся целый год), дивиденды компании могут составить 180 руб. на акцию
Я сделал расчет исходя из выплаты 100% FCF, как это исторически делала компания
В хорошие года компания платила 100 руб. в год. Но тогда ставки на цистерны были ниже на 50%, а на полувагоны на 30% (можете видеть в таблице выше)
Я сделал гипотетическое упражнение на тему — какой был бы дивиденд, если бы компания работала целый год по ставке на февраль 2022 г. (2800 руб. за полувагон). То есть этот прогноз он в принципе к 2022 г. не имеет прямого отношения. Идея была попытаться посчитать дивиденд исходя из «ставки на споте».
По факту 2022 год наверное будет хуже, но задел на этот год очень сильный. В момент акции кажутся недооцененными.
X5 Retail
Тут я бы не хотел очень подробно останавливаться на компании.
Компания — один из самых эффективных продуктовых ритейлеров РФ, №1 по объемам, флагман всего рынка
Самая развитый e-commerce, развивают формат хард-дискаунтеров и т.п. — больше точек роста, чем у Магнита
Но с точки зрения цен они сейчас очень близки (динамика форвардного P/E):
Но прогнозная дивдоходность у Х5 сейчас лучше: 12% vs 9% у Магнита
Еще что мне непонятно — это такое сильное снижение котировок
Газпром
Газпром грубо имеет три сегмента (пример 2019 г., который был сравнительно «нормальным»):
Газпром исторически многие не любили, так как компания инвестировала средства неэффективно (мой коллега считал, что IRR проектов внутри РФ это ниже 5%) и мало платил дивидендов. Но с 2019 г. Газпром начал фактически платить дивидендов гораздо больше (50% МСФО), что сделало акции горячо любимыми у крупных и малых инвесторов
Сейчас дополнительно компания является бенефициаром очень хороших цен на газ в Европе (самый рентабельный сегмент)
Правда тут есть нюансы, формула Газпрома по которой он продает в Европе — это не совсем «спотовый» график выше
Там примерно следующая формула:
Все эти цены берутся с лагами в несколько месяцев. То есть если завтра все цены на газ падают обратно, где были. То Газпром сможет по старым ценам продавать газ еще около квартала
Но при текущих ценах, Газпром сейчас это одна из лучших дивидендных историй в РФ
Ниже график, который показывает, что Газпром еще никогда не давал такую доходность. Плюс, из формулы выше вы понимаете, что текущие цены обеспечивают не «разовость», а хотя бы «двухразовость» таких высоких дивидендов.
Менеджмент Газпром прямо сказал, что за 2021 г. это 45 руб.+, а в следующем больше. Получается, за полтора года около 30% текущей цены «окупятся» дивидендами — в этом и есть идея
МВидео
Пока венчурная идея — я еще не до конца разобрался с тем, какая будет прибыль в 2022 г., вижу очень большой разброс у различных инвестдомов, на которые я часто ориентируюсь
Но на первый взгляд кажется, что акции несправедливо распродали на уровни ковида 2020:
Подписывайтесь на телеграмм канал
Всем больших успехов!
По рознице тоже разделяю. Имхо Магнит, Х5, М.Видео раскроются в ближайшие 3 года. У них капексы сейчас высокие = бизнес активно расширяют, это явно позитив, есть куда расти. У того же Х5 капексы более 80 млрд в год, это хорошие инвестиции.
Пару вопросов и уточнений
1. Глобалтранс.
- новые вагоны в 2021 не покупали, только ремонтировали (следовательно КАПЕКС может существенно вырасти),
— дивиденды в долг платили в прошлые годы, а процентные ставки уже другие, могут начать гасить
— ставка 2800 и выше может пойти обратно, еще недавно был профицит вагонов, да и цены на сырье пойдут вниз, платить много будет не с чего
Так что 100 рублей дивов может быть потолком
2. М-видео
Был тут разбор недавно, с непривлекательными для компании выводами.
Запомнил, что много Гудвила и нематериальных активов на балансе, большой долг перед поставщиками, причем часть долга платная.
Плюс конкуренты торгующие только через интернет отбирают доли рынка, в «М -видео» приходят посмотреть, а покупают где дешевле.
пятёрка какая-то мёртвая бумажка с проблемами в двойном налогообложении.
м-видео самая плохая в моём портфеле.
Пожалуй немного нужно вложиться в мвидео и втб, хотя я им не особо доверяю.
да неее, я не когда не мешаю ликвидности в стакане...
мы, тупые, в стороне постоим — за Вас порадуемся…
Там вытряхивают пассажиров. Скоро будет рост.