ВАШИНГТОН, округ Колумбия — Великий французский историк Фернан Бродель научил нас искать недооцененные длинные циклы (longue durée) в истории. В контексте последних 30 лет, одним из таких циклов является увеличивающийся экономический разрыв между странами Центральной и Восточной Европы, что присоединились к Европейскому союзу, и теми, которые этого не сделали. Первые постепенно догоняют другие страны-члены ЕС, их темпы роста почти вдвое выше, чем у их восточных соседей; последние застряли на нейтральной полосе между ЕС и Россией.
Расхождение между Польшей и Украиной наглядно показывает эту тенденцию. Согласно советской статистике, в 1989 году Украина была чуть богаче на душу населения, чем Россия и Польша, как раз накануне революций, свергнувших коммунизм в Центральной и Восточной Европе. В то время, в обеих странах были схожие культуры и промышленные структуры. Однако сегодня, ВВП на душу населения (по курсу доллара США) в Польше почти в пять раз выше, чем в Украине.
И это относится не только к Украине. Экономики Белоруссии и России находятся в состоянии стагнации с 2012 и 2014 годов соответственно. И обвинение России в падении цен на нефть не объясняет, почему Украина и Беларусь следовали аналогичной схеме. Россия, безусловно, также была ослаблена западными санкциями после незаконной аннексии Крыма в 2014 году. В свою очередь, в результате военной агрессии России, Украина потеряла 17% своего ВВП, хотя ей удалось зарегистрировать скромный 3% ежегодный рост в период с 2016 по 2019 годы. Тем временем, страны Восточной и Центральной Европы ЕС стремительно развивались благодаря внутреннему предпринимательству и прямым иностранным инвестициям (ПИИ). Во время бума 2014-19 годов, их экономики ежегодно росли в среднем на 4-5%, тогда как в России ВВП на душу населения упал ниже, чем в Румынии и даже Турции, не являющейся членом ЕС. Из 27 стран-членов ЕС, только Болгария все еще беднее России по ВВП на душу населения, измеряемому в долларах США или по паритету покупательной способности.
Таким образом возникает вопрос, можно ли ожидать, что экономики стран Центральной и Восточной Европы продолжат свое развитие. Перед вступлением в ЕС, наблюдатели были обеспокоены тем, что эти страны улучшат свое управление ровно до того момента, пока они не вступят в ЕС; но в действительности все гораздо сложнее. Фактически, все новые члены ЕС продолжали укреплять свое управление в течение многих лет, привлекая в свои страны все больше прямых иностранных инвестиций. И некоторые страны продолжают совершенствоваться. На сегодняшний день, Эстония и Литва являются наименее коррумпированными странами бывшего СССР.
Однако, по данным Transparency International, в некоторых ведущих странах с переходной экономикой в настоящее время наблюдается резкое ухудшение управления. Польша достигла пика в 2015 году, годом позже — Словакия, а позже в 2018 году — Чешская Республика. Венгрия достигла пика в 2012 году и с тех пор неуклонно снижается, так что сейчас она находится рядом с Румынией и Болгарией, которые ранее считались самыми коррумпированными странами ЕС. Сегодня, иностранные и внутренние инвесторы уделяют пристальное внимание ослаблению приверженности Венгрии нормам международного права, все более неустойчивым правам собственности и принятию дискриминационного налогообложения.