Можно рассматривать коррупцию как «масло» — вспомогательный механизм в развивающейся экономике, который помогает функционировать системе и является квази-рыночным институтом, способствующим наиболее эффективному распределению производительных усилий в ответ на предъявляемый спрос. А можно рассматривать как “песок”, который мешает работе и, что важнее, развитию рыночного механизма в силу субъективно-селективного характера принятия решений. Верно второе, поскольку коррупция, как и большинство архаичных квази-институтов, может условно позитивно импактировать только в коротком и ультра-коротком горизонте и только на уровне индивидуальных порядков (конкретно сейчас решение эффективно для устранения конкретной проблемы конкретного агента или небольшой группы агентов), расширяя деградацию или тормозя развитие в длинном горизонте всей социально-экономической системы. Фундаментальные ключевые проблемы коррупции, в числе прочих: 1) субъективность, неустойчивость и высокая эластичность правил для принятия решений агентами, 2) низкий уровень доверия и возможность волюнтаристской отмены или пересмотра принятого решения или его условий агентами без возможности объективной и законной апелляции и права на арбитраж, 3) короткий горизонт планирования и рациональных ожиданий агентов, поскольку риски отмены или пересмотра принятого решения практически не ограничены. Институционально коррупция — архаичный квази-институт, присущий естественному государству, где уровень этатизма высок, экономика ренто-ориентирована, уровень индивидуального сознания низок, возможность свободной гражданской самоорганизации ничтожна, связи коротки и вертикальны, а любое конкурентное социально-экономическое преимущество сконцентрировано в руках правящей бюрократии со всеми чертами и характеристиками, ей присущими как типу агентов. В частности, это непроизводительное деструктивное (рентное) политическое предпринимательство, чем по сути и занимается бюрократия. Бюрократ, как экономический агент, максимизирует свою индивидуальную выгоду и заинтересован в расширении своих возможностей в рамках действующей архаичной институциональной системы, которая поощряет бюрократическую активность в целом. В частности, он заинтересован в максимальном увеличении масштаба и числа регуляторных и запретительных барьеров на любом уровне, поскольку их преодоление другими агентами является рентным ресурсом заработка для бюрократа — будь то прямая коррупционная премия или доступ к расширяющемуся бюджету соответствующего бюро. Поэтому коррупция может быть условно эффективна только в институционально-архаичном общественном устройстве с высоким уровнем этатизма, где она является естественным институтом, обеспечивающим условно эффективную реализацию ограниченных прав и возможностей других рыночных агентов (конкурентным преимуществом становится возможность, а не умение). По мере институциональной либерализации (в данном случае неважно каким способом — этико-риторической эволюцией или идеологической революцией), коррупция, как институт, перестает быть эффективной, поскольку перестает соответствовать новому социально-экономическому устройству, где конкурентное преимущество бюрократии ограничивается за счет редукции ее функций и уменьшения зон влияния одновременно с расширением прав и возможностей других рыночных агентов, что, в целом, в числе прочего происходит под влиянием либеральной трансформации прежних базовых институтов, правил и общественных договоров — и внедрением новых.
По сути, рентным предпринимательством занимается любая бюрократия в любом «барьерно-бюрократическом» этатистском государстве — например и в России, и в Швеции. Однако разница в том, что в Швеции в полярном отличии от России — вследствие непреложности принципа равно-применения консенсусно одобренных законов, высокого уровня развития гражданского общества и его контролирующих функций, сменяемости дифференцированной власти, т.е. бюрократии — все типы агентов имеют высокое взаимное доверие, другими словами, общество доверяет государству и уверено в эффективности институтов. Таким образом, для преодоления запретительных или регуляторных барьеров агент действует в рамках всеми принимаемых и ко всем равномерно применяемых правил — законов и единой институциональной среды, что ограничивает конкурентное преимущество бюрократа перед другим агентом и что направляет напрямую плату за прохождение барьеров не в пользу конкретного бюрократа, а в бюджет бюро, который, в свою очередь, бюрократ будет вынужден (!) использовать для обеспечения прав и возможностей того самого агента, а не в с своих личных целях.
Что же происходит в России? Фактически номинальные демократические институты не работают, безусловное социально-экономическое конкурентное преимущество в руках бюрократии; бюрократ ограничен в максимизации полезности и расширении своего рентного ресурса только вертикальными административными связями; прохождение барьеров зависит от индивидуального решения, которое не имеет ограничений рисков волюнтаристской отмены или пересмотра; агенты, в том числе и бюрократия, имеют крайне низкий уровень взаимного доверия, а также горизонтов планирования и ожиданий. Агент преодолевает регуляторный барьер через прямую выплату коррупционной премии конкретному бюрократу для удовлетворения его индивидуальных потребностей, что, во-первых, искажает равномерность конкурентной среды, во-вторых, агент не рассчитывает на обеспечение своих прав и возможностей государством, поскольку он не имеет фактических отношений с государством: он сделал конкретный платеж конкретному агенту — бюрократу за решение конкретной проблемы — все. Но на что точно рассчитывает агент и что заложено в его рациональное ожидание — это то, что принятое или реализованное решение его проблемы может быть отменено этим же или другим бюрократом, или группой бюрократов вследствие множества субъективных факторов: политических претензий, смены и борьбы бюрократических элит, пересмотр размеров коррупционной премии и пр., и пр. Таким образом, все вышеупомянутые факторы и ими рождаемые риски определяют поведение агента: горизонт планирования короткий, реинвестирование полученных благ отсутствует, инновационная и созидательная составляющая в общей активности на предельно низком уровнем, рост результатов активности носит экстенсивный характер, конкурентное преимущество определяется степенью аффилированности с бюрократической элитой по вертикали, доверие к другим агентам крайне низкое. Все это справедливо в отношении всех типов агентов. Все это пролонгирует существование естественного архаичного государства как формы общественного устройства в России. Все это и есть современная Россия.
www.rbc.ru/business/02/02/2017/5891b3019a79470141d61e48
— 1960 Ли Сын Ман вынужден был отказаться от поста президента и бежал на военном самолете в США на Гавайи
— 1961 Юн Бо Сон, который продержался у власти меньше года и в 1961 году был свергнут генералом Пак Чон Хи
— 1979 Пак Чон Хи застрелил один из его самых доверенных лиц
— 1979 Чхве Гю Ха был официально избран очередным президентом. Однако уже через несколько дней он пал жертвой военного переворота, организованного генерал-майором Чон Ду Хваном.
— 1996 Чон Ду Хвана к высшей мере наказания.
— 1996 Ро Дэ У получил более 20 лет тюрьмы
— 1997 Ким Ён Сам, младший сын, отправился в тюрьму на три года за коррупцию
— 2002 Ким Дэ Чжун, два его сына были признаны виновными в незаконном лоббировании, коррупции, злоупотреблении служебным положением и осуждены
— 2009 Но Му Хён обвинили в незаконном получении $6 млн. За несколько дней до первого допроса он покончил с собой.
— 2012 Ли Мён Бак тюремное заключение его старшего брата и свояченицы.
— 2016 Пак Кын Хе села
>Стравливают население с начальством, что бы легче осуществлять внешнее управление.
О как. Т.е. борьба с коррупцией — это экстремизм?
А чего ж тогда они сидят? Свободу полковнику Захарченко! Шпигеля больного отпустите. Белых. А Навальный за что? Ну или поподробнее про правильную коррупцию расскажите, чтобы простому человеку не нарваться
"… борьба с коррупцией — это экстремизм?..."
Пусть борются. Только для начала надо собрать тех, кто хоть раз писал заявление на взяточника или казнокрада. Выделить из них, тех, кто делал это по мотивам заинтересованной подставы конкурента или обидчика. С этого сухого остатка начинать.
Из оставшихся выкинуть тех, кто со взяточниками и казнокрадами никогда не сталкивался. Это примкнувшие к тусе «дочери офицеров».
Оставшихся разделить на тех, кто сам давал/брал и на тех у кого просили но они не дали и заяву не писали.
Вот с этой сегментацией и начинать работать. А если серьезно, то с серым и черным оборотом работают миллионы наших соотечественников. От юристов, бухгалтеров, подрядчиков… до дядя Васи прораба, который подписал липовый акт выполненных работ.
Взятки — функция общего знаменателя общества.
>А если серьезно, то с серым и черным оборотом работают миллионы наших соотечественников. От юристов, бухгалтеров, подрядчиков… до дядя Васи прораба, который подписал липовый акт выполненных работ.
И что теперь? Смириться, что это наша скрепа? А завистники — те, кто сам хотел хапнуть, но не получилось?
Удобная поза, конечно. Особенно если на проценте сидишь
«Смириться, что это..»
Как в трейдинге поступить, системно осмыслить.
1. признать, что это функция всего общества.
2. осознать, что это фактор пропаганды, который юзают в своих интересах.
2. признать, что поднять экономику и бороться со взятками — это разные потоки событий.
А дальше, как с опционами сложная стратегия улыбки с большим количеством факторов. Короче, спокойно, не как климактерички и не посыпая голову дерьмом.
Это трудно, зависть к деньгам у нас сильно развилась( Прогнать хочет большинство, а вот отказать себе любимому откупиться, когда уголовку справедливо завели, не готовы.
«И что теперь?»
Заставил поразмышлять меня.
Опять же трейдинг. «Привяжите мне руки!» Когда социальные разделы (рассудочные) не смогли затормозить рефлекторные реакции (животные).
Надо начинать с детского сада, школы, ВУЗа, медицины… что бы не было там взяток. Что бы в основании поведенческих паттернов у детей было как можно меньше таких стратегий. Все же, мозг хомо всего 30% от взрослого состояния. На бытовом уровне сейчас взяток намного меньше.
Плюс Законодательство
Плюс прозрачность госфинансов максимальная.
У нас доля бюджета в ВВП вроде 18%. Т.е. наша жизнь от юриков зависим больше, чем от государства. Мы от государства требуем прозрачности, т.к. платим туда налоги. А юрикам мы платим деньги из нашего кошелька, цены они постоянно поднимают, а качество товаров снижают.
Надо из ГК убрать коммерческую тайну, все, что связано с деньгами. А оставить технологию. приемы труда, все, что связано с производством товара.
Дело в том, что взятки чиновники не дают друг другу их дают граждане (или собственники) из денег, которые выведены коммерческими структурами из под учета. Из казначейства деньги не обналичить, надо схематоз с юрлицами мутить.
Плюс финансовая прозрачность бизнеса для граждан и общественных организаций по защите прав.
2. Коррупция, как побочный продукт любой! социальной формации, естественен и не избежен, как и поведенческий аспект в номинальной рациональности агентов. Вопрос во первых в статусе коррупции — это десятые или сотые доли или это единицы и порядки, это несущественная девиация или это константа, это метисная норма или это консенсусно-порицаемое исключение...
А вообще я согласен с Paul T коррупция это всего лишь управленческая энтропия, будет везде и всегда, в том или ином виде, используется Западом как инструмент для свержения неугодных правительств.
Пример тому Украина, тамошним аборигенам внушили простую мысль, они живут плохо, потому что коррупция и вот злочный режим падет и все будет хорошо. Как стало мы видим. И ксати эта мысль теперь мешает западным реформаторам, потому как народ по привычки увязывает свой достаток с коррупцией, и раз сейчас им плохо жить значит Порошенко, Зеленский тоже коррупционеры.
"… он занимается монетизацией своего положения...."
А слабо, населению бросить в лицо чиновников клич:«Взяток нет не там, где не берут. А там, где не дают»?
Или все же продолжать шкрябать одну сторону медали?! Типа, я немножечко даю, рыба тухнет с головы, покажите пример… и прочие отмазы.
Давайте отшкрябаем одну сторону, вторая заблестит сама. У меня к чиновнику больше требований, чем к рядовому гражданину…
"… чиновнику больше требований, чем к рядовому гражданину…"
Посмотри на свадьбы рядовых граждан, там на почетном местный глава администрации, мент или какой иной начальник. В зависимости от социального слоя.
Рядовые люди важничают, когда хвалятся знакомствами или связями, глаза закатывают, цокают языками, завидуют...
Смотреть только на начальстово или от несистемности мышления, или от зависти к деньгам. Киргизы, сбился со счету, сажают, выпускают, опять сажают… а только хуже.
Нужны рациональные люди для осмысления всей поляны.
Лео, я тут давно не был. Может, ты спорщик профи тут. Но все это не серьезно звучит. куча взяточников получается, а с ними куча алмазиков борется. Эволюция русского языка закрепляет важные поведенческие правила. «Громче всех кричит — ДЕРЖИ ВОРА — сам вор».
Нет примеров, прогнали и зажили. По крайней мере, на дистанции в столетие. А вот в Ю.Кореи 60-т лет системная коррупция на уровне презика и экономический бум — это факт.
А так согласен все дело в ценностях воспитываемых в обществе, вот смотрю я на наши ценности и скрепы и ничему уже не удивляюсь… становится страшно