Программы «количественного смягчения», в ходе которых ЕЦБ с 2010 года «напечатал» 3,5 триллиона евро, скупая на рынке государственные облигации и коммерческие долговые бумаги, частично противоречат Конституции ФРГ, говорится в опубликованном во вторник постановлении суда.
По мнению судей, программы QE не нарушают запрета на финансирование бюджета за счет «печатного станка»: гособлигации выкупаются не напрямую у правительств, а у европейских банков. Тем не менее, принимая решение, ЕЦБ нарушил принцип «соразмерности» монетарной политики и не учел ее потенциально негативные экономические последствия, счел суд.
При этом правительство ФРГ и Бундестаг не предприняли мер по проверке «пропорциональности» действий ЕЦБ и, согласно решению суда, «обязаны предпринять активные шаги» против программы выкупа активов (Public Sector Purchase Programme, PSPP) «в ее нынешнем виде».
По условиям этой программы, ценные бумаги на своих рынках выкупают национальные центральные банки. ЦБ Германии (Бундесбанку) запрещается участвовать в таких операциях по истечении переходного периода сроком 3 месяца. Это время дается ЕЦБ для того, чтобы «принять новые решения, демонстрирующие, что цели монетарной политики, преследуемые программой PSPP соразмерны ее экономическим и фискальным последствиям», говорится в решении суда.
«Вот это большой взрыв!» - удивляется главный экономист ING Карстен Бржески.
Решение немецкого суда не касается экстренных программ денежной накачки в ответ на пандемию коронавируса (PEPP на 750 млрд евро), однако оно бьет по стержневому из многочисленных механизмов денежной эмиссии ЕЦБ.»