"Человек постоянно совершает какой-то выбор, решает, что ему делать, что говорить, направляет движения своих рук и ног, принимает решения"
Тимофей Валерьевич Мартынов, «Механизм трейдинга. Как построить бизнес на бирже»
Эта статья. — о моем подходе к исследованию потенциального объекта инвестиций. Как отделить манипуляторов от нормального менеджмента.
Что мне нужно как инвестору от менеджмента компании ?
Мне нужно понять следующие вещи
- В чем заключается бизнес, на чем фирма зарабатывает деньги ?
- Какое у компании долгосрочное стратегическое преимущество ?
- Какой план у менеджмента по увеличению прибыли на акцию ?
- Как этот план работал в прошлом, и какие прогнозы на будущее ?
Всю эту информацию я хочу получить где-то в первые 2 минуты чтения презентации для инвесторов. В большинстве случаев, если этого не происходит — это значит, что менеждмент парит вам мозг. Либо им нечем похвастаться в плане успехов, либо отсутствует стратегия, либо в отделе IR работают придурки. Или комбинация из этих трех факторов
Итак, даю алгоритм исследования компании.
Вводим в гугле название компании и добавляем к ней «IR» то есть «Investor Relаtions» Например — British Land IR. Я выбрал эту компанию, потому что ее тут кто-то форсил пару дней назад, и я заинтересовался.
Смотрим что выдает гугл. Если есть ссылки на скачивание презентаций для инвесторов в формате PDF или PPT — это хорошо
Если есть ссылки на эти презентации за последние например 2-3 года, это тоже хорошо. Значит, менеджменту не стыдно показать свои прошлые презентации на фоне текущих успехов. У British Land с этим все ОК
Если для того, чтобы посмотреть презентацию, надо зарегистрироваться, дать свой имейл, имя, фамилию, группу крови и анализ спермы, да и потом вместо презентации вам дают прослушать 2-х часовой conference call, да и только в течение 30 дней после того, как он состоялся — для меня это большой Red Flag.
Ведь все презентации на таких конференциях- это публичная информация? Почему блин нельзя выложить аннотированный PDF?
Если менеджмент компании уже на этой стадии представления инвесторам информации относится к тебе как к говну и заставляет перепрыгнуть через 10 барьеров, чтобы осчастливить тебя информацией- наверное, это не наш вариант.
Этим, кстати, грешат многие компании, даже относительно нормальные. Вот что я например вижу, если хочу посмотреть презентацию для инвесторов компании Elastic
Ок, прошли первичный фильтр наличия легко доступной инфы от менеджмента. Начинаем читать презентацию. Тут вспоминаем, что как миноритарного инвестора, нас не интересуют ни общий рост компании, ни какие у нее ох… енные сотрудники, ни какие у нее блестящие продукты. Нас также не интересует вклад компании в развитие местных благотворительных проектов, помощи народам африки или спасения белых медведей от глобального потепления. Нас не интересует процент женщин в совете директоров, какие призы компания получила за инновационные продукты, или полюбоваться на групповой портрет совета директров.
Нас интересует одна конкретная вещь — прибыль на акцию, ее динамика и стратегия увеличения этой прибыли. Именно на акцию, потому что мы владеем конкретными акциями. Общая прибыль компании может расти за счет покупки активов (через выпуск акций) с размыванием существующих акционеров и неудачных слияний и поглощений. Поэтому — нам пофиг общие цифры. Только в расчете на одну акцию.
Итак, открываем презентацию компании the british land, и начинаем читать с интересом. В презентации — 120 страниц… Таааак..
Где-то на 30-й странице, после 5-ти минут чтения, я начинаю понимать, что что- то не так, и закрадываются сомнения
На странице пять говорится, что стратегия приносит результаты, но ясного описания самой стратегии нет в презентации — ни до, ни после
Равно как и — что понимается под «результатами».
На странице 16 говорится об успехах сдачи арендаторам очередного проекта. Ок… Где деньги, Зин ?
На странице 50 нашлось место и время описать 'день из жизни управляющего' активом компании
И тд. Напыщенное пи… больство о том, как прекрасна компания, с красивыми фотографиями.
В этой 120-страничной презентации нашлось место абсолютно для всего.
Единственное, для чего места не нашлось — поместить там график FFO per unit (funds from operations per unit), или денег от основной деятельности в исчислении на акцию — за последние несколько лет, и проекцию менеджмента на будущее.
Ну чо, люди были сильно заняты, могли забыть о таких малозначительных деталях. Придется разбираться самим
Конечно,
дивиденды не являются 100% аналогом прибыли, но являются ее хорошим заменителем, особенно для компаний в секторе недвижимости
Смотрим на статистику дивидендов
Текущий Yield (из yahoo finance) — 5.5%
Теперь посмотрим, какая динамика дивидендов
В этом году платят 7.75 пенсов за квартал
Пять лет назад платили 6.75 пенсов
Это рост дивидендов в год, если сложным процентом 2.8 % в год.
2.8 процентов в год, Карл! Это-как по сути растут прибыли компании !
Офигительные перспективы, скажу я вам (на самом деле, нет. Рост прибыли в лучшем случае покрывает инфляцию).
Теперь понятно, почему для этих цифр не нашлось места в 120-страничной презентации. Потому что хвастаться особо нечем. И менеджмент решил скрыть отсутствие роста за красивыми фотками. Ненамеренно конечно, так они отличные ребята… наверное (но это не точно)…
Теперь, давайте я покажу, как корпоративная презентация выглядит тогда, когда менеджмент не держит акционеров за дураков, и дорожит своей репутацией
Вот несколько слайдов из последней презентации для инвесторов моей любимой канадской конторы, Brookfield Infrastructure Partners
Презентация длиной 67 страниц
Уже на пятой странице график, который отвечает на все вопросы, дальше можно собственно не читать
Рост кэша, заработанного на акцию, за последний год
Читаем дальше, и на странице 13 — график изменения стоимости акции против S&P за последние 10 лет, просто для тупых. Рост в 18 процентов в год (сложным процентом) со дня основания компании
И там же на странице 26 — менеджмент задает себе вопрос — почему надо инвестировать именно в нас? И реально отвечает на этот вопрос до конца презентации блеяяяять! Без фоток метросексуалов на фоне красивых зданий, как у British Land. По существу, оперируя цифрами дивидендов, прибыли и роста прибыли на акцию.
Я прочитал эту презентацию, и у меня, в отличие от British Land, ни разу не сложилось впечатления, что меня держат за лоха и придурка.
Это только пример двух компаний — антиподов по тому, как они обращаются со своими инвесторами. Но таких примеров — много. Если вы не находите честные ответы на основные, основополагающие ответы о стратегии, динамике прибыли на акцию и планов эту прибыль увеличивать - значит, вами манипулируют наглые, бесстыжие, изовравшиеся управляющие, потерявшие берега и наивно надеющиеся на то, что дурачки не заметят их блеф.
Не нужно путать корпоративную культуру с реальными результатами компании. А высокий EPS еще не означает, что компания не переоценена или не имеет критических долгов.
И как ее можно оценить по презентациям
ж)
“Если у Вас нет паранойи, это не значит что за вами не следят… „
просто есть совсем лошарные хомячки и пишут в расчете на полных лохов. Есть поумнее, а есть очень профессиональные умники, которые отлично жонглируют цифрами, и нарисуют вам нужные вам отличные картинки. но это так же не гарантирует ничего. Лучше инсайдеров компанию не знает никто
А что там с презенташкой Данахер?
У них с презентациями все в порядке кстати