Возможно мой пост поможет тем, кто собирается строить свой дом. Не претендую на истину в последней инстанции, опытные строители возможно работают по своим методикам. Однако я построил уже 5 домов (не с целью продажи) и такой подход считаю правильным.
Для начала оцените стоимость строительства и стоимость покупки в вашем регионе. Часто купить готовый дом и сделать косметический ремонт может оказаться существенно дешевле, чем строить с нуля. Причины этого явления разные. Также не забывайте, что благоустройство участка может составлять 20-50%, в то время как дома часто выставляются на продажу, ориентируясь на цену квадратного метра по региону (за все регионы не ручаюсь, есть где цена зависит от престижности места).
Как грубо оценить стоимость дома?
Мне удавалось построить под ключ с покупкой участка, мебелью, шторами, техникой за 27 тыс.руб./м2. Поэтому, если увидите дом дешевле этого показателя — лучше покупайте, т.к. стройка может уйти за 30-50 тыс.руб./м2
Опишу базовые принципы, которые будут полезны при строительстве дома в условиях ограниченности бюджета и времени (если время стройки не ограничивать, то долгострой будет постоянно увеличивать затраты и не давать выхлопа).
Если вы решили отдать генподряд одной фирме/мастеру, вначале посмотрите их готовые работы, пообщайтесь с жителями, т.к. прохиндеев на этом рынке хватает, а генподряд обойдется вам на 10-30% дороже (нужно учесть еще, кто закупает материалы)
Если решили сэкономить на генподряде, а организацию работ делать самостоятельно (это возможно, даже если вы работаете на заводе по 8 часов), тогда стоит поступить следующим образом:
1. Выбор проекта. Я бы посоветывал недорого купить или скачать готовый проект. Это позволит избежать многих ошибок в проектировании. Но если есть время и энтузиазм, конечно можно рисовать дом с чистого листа, но нужно все хорошо представлять в размерах в своем воображении.
2. Почитать, для начала, что пишут в интернете про строительство следующих составляющих: фундамент, стены, пол, перекрытия, крыша, отопления, канализация, водоснабжения, электрика, окна, двери, фасад, внутренняя отделка. ГОСТы по каждому направлению, конечно изучить не получится. Для начала можно начать с обзорных статей, они не большие, но раскрывают многие вопросы, над которыми стоит задуматься до начала работ и выбрать правильное решение. (Изучить предметную область так же стоит, если вы решили использовать генподрядчика)
3. Все направления строительства заносятся в сводный файл, для оценки затрат и плановых сроков. Я использую такую форму
(в данном примере строительство купленного недостроя):
В которой заполняются все этапы работ, которые нужно сделать по каждому разделу, объемы и площади, примерная плановая стоимость работ и материалов, когда планируете завершить каждую работу. Не знаете стоимость и сроки — звоните по объявлениям, спрашивайте. Не бойтесь ошибится, в конце концов, это ваш бюджет. В коце концов, всегда можно скорректировать.
4. Дальше по ближайшим дорогим работам проводится тендер. Достаточно сформулировать что хотите в цифрах и разослать по объявлениям. Например, зашить вагонкой потолок с покраской, объем 150 м2. Выбираете исполнителя, обсуждаете, как будет выполнена работа. Например, вагонка должна вначале быть покрашена, потом смонтирована, а не наоборот, т.к. при рассыхании дерева образуются непрокрашенные полоски (про это все есть в интернете)
5. Насчет присутствия на объекте и доставки материалов. Контроллировать нужно обязательно, какой бы не был исполнитель или генподрядчик.
Как минимум нужно проверить начало выполнение работы, ну и дальше по возможности. Материалы можно доставлять дистанционно, не выходя из своего кабинета. Это возможно как в крупных строймагазинах, так и на строительных рынках, в которых много желающих скомплектовать для вас машину и отправить, даже без предоплаты.
Однако платить лучше регулярно, не накапливая долги. В этом случае появляется понимание, что было сделано и сколько это стоит. Я при строительстве первого дома допустил ошибку, нанял машину для перевозки в знакомой конторе и не платил месяца 2, т.к. знакомый денег не просил. Через два месяца выставили счет в 100 т.р. за перевозки и вывоз мусора, это явно было выше, чем выпоненные перевозки, но проверить что-либо или оспорить я не мог, т.к. у моих работников не было данных учета по перевозкам, а перевозчик предоставил такую распечатку. Скорее всего был сговор водителя и рабочих.
Это основное, с чего стоит начать.
Если что-то забыл, дополню позже.
Удачного строительства!)