Много слышала о книге Драйзера Финансист. Ранее я читала и множество раз перечитывала Деньги Золя — там превосходное описание биржи, игроков и игры, и с тех пор ничего не изменилось.
Многого ожидала от Финансиста, но ожидания эти не оправдались. Прочитала большую часть и продолжать это занятие нет никакого желания.
Начну с общего. В романе деньги помимо описания спекуляций есть и понятия о мощной, стихийной силе денег (см хотя бы размышления Каролины после краха пирамиды Саккара о том, какой это мощный поток и сколько всего деньги все-таки сделали). В Финансисте же несмотря на все замыслы автора так и остается послевкусие чего-то ограниченного. Нет идеи, хотя много претензий на неё.
Второе. В романе Золя все спекуляции участников, сами их описания и вавилонская башня, нагроможденная Саккаром, описаны в самых простых словах и без специальных терминов. И тем не менее все очень понятно. В Финансисте множество специальных терминов, причем то же самое можно выразить в двух словах. Но все равно ничего не понятно.
Третье. Изломанное мышление автора. Ладно аморальность героев и их оправдание автора (тот же Саккар еще тот засранец). Но дело в том, что в их аморальности и этих оправданий нет логики. Например, осуждение жены главного героя и восторженное описание его любовницы. долго описывается заурядный ум жены вплоть до пространного сравнения с моллюском. При этом ясно, что хоть она и не блещет, но здравого смысла в ней больше, чем в главном герое и его любовнице вместе взятых. Она еще до замужества говорила ему, что она значительно старше и ряд других доводов, которые, как описывает Дразер, и отдалили их в итоге. Сам же герой признавался, что ему самому не ясно, что его привлекло в ней скорее изящество манер и ее равнодушие, разжигавшее ее азарт. Если потом сравнить ее с Любовницей, то ясно, что она и ее умнее — она не выбросила свою жизнь на помойку из-за страсти. И что самое смешное, они ведь по сути ничем не отличались. А Драйзер постоянно их противопоставляет. Обе ничего не понимали в его делах. Обе благоговели перед обществом, обе были заурядного ума. Любовница хоть и обаятельная и страстная, но невероятно тщеславная, избалованная и назойливая. И не такая уж и неотразимая. Да и не такая уж она неотразимая. Два года с 17 лет до связи с героем она дома, но что-то не упоминается о хоть одном предложении руки и сердца. Та же Скарлетт к 16 годам получила их с десяток. Да, потанцевать — море охотников, что-то серьезное — нет.
Напомню, что у нее было все — деньги, положение, обожание семьи и она совершила такую глупость. Связь с женатым мужчиной. А Драйзер восхищенно описывал ее презрение к условностям, хотя очевидно, что это не достоинство, а невероятная глупость. Вернемся к Скарлетт. В свои 16 на балу у Уилксов, когда она впервые увидела Ретта, подружка рассказала, какой тот негодяй — он поехал кататься за город с приличной девушкой, коляска сломалась, их долго не было и девушка была скомпрометирована. На ультиматум — женитьба или дуэль Ретт ответил, что лучше пуля в лоб, чем дура в жены. Молоденькая Скарлетт, хоть и поохала, в душе почувствовала уважение к человеку, который отказался жениться на дуре. Даже безголовая 16летняя девчонка с ветром в голове понимала, какая глупость поехать с мужчиной без сопровождающей в их обществе. Любовница же, которая постоянно пилила отца за старый мещанский дом, мешающий ее продвижению в обществе, которым она была так одержима, с легкостью совершила поступок, который навсегда таковое уничтожил. Как явствует из описаний следующих частей, для нее все закончилось, как и предупреждали. Он начал ей изменять, а она, отверженная им и обществом — пить. Хотя из прочитанного уже ясно, что она уже начала душить его своей назойливостью и глупыми поступками.
Где логика? Автор восхищается тем, что сам же постоянно опровергает повествованием. Какая-то каша в голове Драйзера.
Что касается Финансиста, то там нет сверхвыдающегося делового пути. Мошенничество и казенные деньги. Я читала, что прототип книг за вычетом долгов оставил миллион тех долларов. Это немало. Но и не такая уж и значительная сумма для американского бизнеса. Можно было бы написать и о ком-то поуспешнее. Но там нечем заполнить, как вы выразились, обьем.
Вот подробную историю Батлера, поднявшегося от мусорщика до серого кардинала правительства Филадельфии и обладателя 8 млн, я бы с удовольствием почитала. А Фрэнк, у которого были и поддержка отца, и наследство дяди, и капитал жены, и который из-за своих нетерпеливых махинаций все потерял и сел в тюрьму, а закончил жизнь с результатом в разы хуже Батлера, меня не слишком интересует.
2. Данная трилогия (3 тома — полная жизнь олигарха ) Показывает почему так все вертится. Почему люди делают так, а не иначе… Почему, почти каждый возьмет деньги — не важна причина. И почему «Честь» — редкое явление — но движимое к Человеческому… Все это расписано прекрасно.Особенно в др. его произведениях например «Сельский врач». Потому и сравнивают его с английским Диккенсом и русским Л.Н. Толстым...
3. Премии были, но мало — тем лучше! Уже не «50 оттенков серого» или «Гарри Поттер»))) Да и журналистом он проработал долго — прежде чем писать всякую всячину))) Большинство сразу со школы начинают писать.
4. Да, согласен, про бумаги написано мутно — но зачем акцентироваться на мелочах?))) Зато сказал честно — «Никто не знает почему растут те или иные бумаги»...
5. Лучше ничего не читайте… Чем так читать… и цепляться за косвенные мелочи… Много читать вредно!
1. что за глупость такая — «абсде»?
2. хочу от вас получить море советов — волновых и не только.
Драйзер — женский роман какой то получился.
Ты можешь спасти ее. Но можешь и не спасти! Смотри, как она бьется. Она оглушена ударом. Она не в состоянии спастись сама, а если ты приблизишься к ней теперь, она в своем безумном ужасе потопит и тебя. Но ведь ты хочешь жить! А если она останется жива, твоя жизнь утратит всякий смысл. Останься спокойным только на мгновение, на несколько секунд! Жди, жди, не обращай внимания на этот жалобный призыв. И тогда… тогда… Ну вот, смотри. Все кончено. Она утонула. Ты никогда, никогда больше не увидишь ее живой, никогда. А вон твоя шляпа на воде, как ты хотел. А на лодке ее вуаль, зацепившаяся за уключину. Оставь их. Разве это не доказательство, что тут произошел несчастный случай?"
И больше ничего… легкая рябь на воде… поразительная тишина и торжественность вокруг. И снова презрительный и насмешливый крик той зловещей таинственной птицы:
Вы первый человек, из моих знакомых (человек десять), который прочитал Драйзера и сказал — это не интересно.
Я прочитал Драйзера всего и очень сожалею, что он так мало написал.
Читая трилогию, я поймал себя на мысли, как-будто жил жизнью главного героя, а когда он умер, как-будто умерла часть меня. Самое интересно, что это мои мысли, но их практически в точности озвучил мой знакомый, который также причитал трилогию.
До Драйзера мне нравился Булгаков, его легко и интересно читать, но после Драйзера Булгаков для меня потускнел.
Если опять сравнить с Унесенными ветром, то, если читал книгу, с первых кадров знаменитого фильма понимаешь, что это полное не то. В начале фильма Мамушка отчитывает Скарлетт при джентльменах, хотя по книге ясно, что было невозможно, чтобы леди отчитывали при джентльменах. Это просто исключено из описания того общества. В книге Мамушка это сделала после их отьезда.
У Драйзера хороши описания героев. Их видишь в обоих смыслах и понимаешь. Но духа времени нет.