Американский рынок вновь лихорадит. S&P500 шагнул на -1.4% 24.04.2018 на форе роста десятилеток к 3% впервые с 2014 года. Это безусловно повышает риски перехода капитала в менее рискованные активы, после фиксации доходности, пока часть акций откатила к своим максимумам. Крупные игроки могут начать диверсифицировать свой инвестиционный капитал и направить его в бонды. Каждый последующий рост десятилеток будет усугублять ситуацию на фондовом рынке.
Смотрю на эту ситуацию и понимаю, что вопрос его направления ещё явно не закрыт. Лично я ожидаю продолжения роста фонды и настроен по бычьему, не смотря на то, что в первом квартале рынок замедлился. Думаю, что в 2018 году мы ещё увидим рост к локальным максимумам, но рынок медведей уже не за горами. Продавать можно будет и нужно будет. Только вот не в текущей фазе. Всему своё время. Делать это на явно растущем рынке просто безумие и как минимум глупо.
Вчера просматривал свой инвестиционный портфель и хотел бы выделить одну ценную бумагу: Salesforce (CRM). Она также вчера ушла вниз за рынком, но вот её динамика куда опережает все бенчмарки и пока S&P или ETF IT сектора ещё пытаются восстановить свои февральские потери, то Salesforce это почти удалось. Поэтому хочу открыть для вас закулисье своего инвестиционного портфеля и провести отдельно анализ данной ценной бумаги.
Для справки
Salesforce — это ИТ компания, которая относится к сектору Technology (Application Software) и специализируется на разработке crm систем для бизнеса. То есть разрабатывает платформу для анализа клиентской базы, просмотра количества новых лидов/клиентов и подключённой продуктовой линейки. Проще говоря, Salesforce даёт возможность бизнесу использовать их облачные решения для мониторинга. И хочу отметить, что возможности данной компании превышают, наверное, 90% своих конкурентов. Поэтому её используют крупные корпорации, в которых нужно извращаться над логикой работы crm, а Salesforce это позволяет. Более того, именно эту платформу (а ещё Windows CRM) зачастую используют брокерские компании. Так что если у вас есть счёт в брокерской конторе, вполне вероятно, что ваши данные хранятся на облаке Salesforce. Для мелкого и среднего бизнеса чаще всего используют другие crm решения, а это уже проблема, ведь на территории США (где сосредоточена основная клиентская база Salesforce) мелких предприятий куда больше и они могут использовать альтернативные более простые варианты.
Фундаментальный анализ
И так, по классике начнём с разбора фундаментальных данных. Предлагаю первым делом взглянуть на отчёт, который был опубликован ещё в феврале (следующий отчёт ожидается аж 20 мая).
Табл. 1 Отчет о прибыли Salesforce
Источник: s1.q4cdn.com/454432842/files/doc_financials/2018/Q4/CRM-Q418-Earnings-Press-Release-w-financials.pdf
В первую очередь хочу отметить интенсивный рост выручки компании, однако выходить в прибыль она начал совсем недавно. Все дело в большой марже между выручкой и расходом. Чтобы удержать конкурентную среду, Salesforce снижает цены на учетные записи и использование сервисов. Но расходы остаются неизменными и с каждым годом только растут. В последнем квартале можно наблюдать, что операционные расходы выросли почти на 400 млн., а по годовому отношению то рост составил 1.4 млрд. долларов. По факту это негативные данные, учитывая тот факт, что вся основная ценность Salesforce находится в облаке, и у них нет ни заводов, ни дорогостоящих активов. Только программисты, ряд компьютеров и серверов.
Табл. 2 Отчет об использовании облачных сервисов
Но если взглянуть на рост количества новых пользователей, то оно просто огромное. Только на сервисах компания генерирует 2.655 млрд. выручки. Рост данного показателя свидетельствует о росте новых пользователях, которых необходимо обслуживать (выделять место на облаке/сервере). Поэтому пока будет идти интенсивный рост пользователей, то и расходная часть также будет расти и текущее значение вполне логичное. При подобном росте маржа может вырасти и при этом условии компания будет каждый квартал демонстрировать уже рост чистой прибыли. Это уже в свою очередь позитивный сигнал и нивелирует текущие показатели в моменте.
Табл. 3 Ключевые коэффициенты рентабельности показатели прибыли Salesforce
Источник: www.investing.com/equities/salesforce-com-ratios
Рентабельность компании находится гораздо ниже рыночного значения, но при этом бумаги растут куда больше рыночных бенчмарков. Это все выходит с того же факта, что крайне мала маржа между доходом и расходом. Поэтому и финансовые показатели РоА / РоЕ страдают в том же числе. Но обратите внимание на то, что если за последние 5 лет показатели были отрицательны, то за последний год хорошо приросли. И если тенденция, которую я описал выше, сохранится, то маржа вырастет и потянет за собой рост и финансовых показателей, которые при классических математических моделях только привлекут дополнительное внимание других игроков рынка.
Теперь перейдем на finviz и проанализируем ключевые показатели с данного ресурса
Табл. 4 Показатели деятельности компании Salesforce
Источник: https://finviz.com/quote.ashx?t=CRM
Технический анализ
С техникой куда все проще обстоят дела. Устойчивый восходящий тренд продолжается с 2016 года (после того как компания начала демонстрировать первую чистую прибыль). Искать точки для входа я бы советовал после закрытия выше SmMA [13+8] со стопом за МА 100, которую котировки неоднократно тестировали. На месячном же графике можно трактовать движение в третьей волне.
Выводы
Подводя итог, хочу отметить, что компания еще довольно новая для рынка, однако лично сам ожидаю продолжения роста бумаг, несмотря на финансовые данные. В долгосрочной перспективе (до конца года) акции компании могут продемонстрировать рост к рыночным ожиданиям (137$). Специфика бизнеса слабо подвержена рыночным воздействиям, как тот же финансовый или промышленный сектор.
Устойчивый восходящий тренд подтверждается как фундаментальными, так и техническими факторами. Поэтому первой целью для бумаг я ставлю возврат к локальному максимуму в 128.50$.
Hummi Attabachi, Если вы имеете ввиду SAP Business Object, то я работал в ней, когда работал в Дельта банке еще в 2014. Так SAP позволяет мониторить бизнес/коммерческие процессы (денежный поток, общие депо, кредиты (это то что мы анализировали в Дельте)), а Salesforce нацелен на клиента (то есть отображает данные маркетинга и продаж, а не общих коммерческих проектов).
SAP чисто для анализа (по крайней мере мы так использовали), а Salesforce для взаимодействия с клиентом (послать письмо, подключить к акции, продлить кредит/депо и тд).