Как-то давно ничего здесь не публиковал, со временем совсем завал. Написал пару постов недавно на тему крипты, выложу их здесь тоже, возможно кому-то будет интересно.
Никогда бы не подумал, что макроэкономические модели, пройденные в университете, могут пригодиться в реальной жизни, кроме как для репетиторства. Но давно погребенным где-то на задворках памяти знаниям недавно нашлось самое неожиданное применение — крипта.
Погружаясь в эту сферу, понимаешь, что никто не умеет адекватно оценивать фундаментальную стоимость крипто-активов. Никто В МИРЕ — пока не существует даже нормального понятийного аппарата, не говоря уже об общепринятых подходах к оценке. Это в целом не удивительно — класс активов очень молод и прошло еще очень мало времени. Те же акции появились в 17 веке, а привычные нам методы оценки (DCF, P/E и т.д.) начали разрабатываться только в 1930-х.
Сейчас, когда в крипту приходит все больше умных денег (если кто-то думает, что торговать монетками — удел гиков и мелких спекулянтов, почитайте новости, сколько топов уходит из Bulge Bracket и управляющих компаний уровня BlackRock и открывает криптофонды каждую неделю), люди пытаются понять, как ее все-таки оценивать, нельзя же наобум вкладывать десятки и сотни миллионов долларов. Очень интересно наблюдать в режиме реального времени за первыми шагами и плавной эволюцией различных подходов. Естественно, академики пока сюда не добрались, а история творится в Медиуме и Твиттере.
Если задуматься, огромное полчище крипто-проектов — идеальная площадка для тестирования разных макроэкономических моделей на практике — то, чего они были лишены все это время, оставаясь сугубо теоретическими изысканиями. Многие крипто-проекты, по сути, представляют собой очень упрощенные экономики с внутренней валютой, одним видом товара и ограниченным количеством типов экономических агентов.
Для примера, возьмем какой-нибудь проект по распределенному хранению данных (например,
Storj.io — он кстати уже функционирует и хранить данные там уже дешевле, чем в Dropbox, хоть и пока намного менее удобно, приходится использовать FTP-клиент). Есть один внутренний товар, а точнее услуга — хранение данных. Есть внутренняя валюта, за которую эту услугу можно купить — токен Storj. Есть спрос (те, кто покупает место для хранения файлов) и предложение (те, кто их у себя хранит и получает за это вознаграждение). И есть внешний мир. Вот и вся экономика. Внимание вопрос — сколько должна стоить внутренняя валюта (отбросив в сторону игры спекулянтов на криптобиржах), если ее предложение фиксировано и не будет изменяться в будущем?
У токена нет внутренней стоимости, как и у доллара или рубля – он не генерирует денежный поток, поэтому привычные методы оценки типа DCF тут не применимы. Самая первая и простая модель, которую сделали в сентябре – адаптировали уравнение Фишера MV=PQ:
https://medium.com/@cburniske/cryptoasset-valuations-..(для справки это на текущий момент самая культовая статья на тему, а Крис – один из наиболее продвинутых людей во всей сфере). Несколько недель назад появилась новая, немного иная и чуть более проработанная концепция на основе простой макроэкономической модели Баумоля-Тобина (
https://medium.com/blockchannel/on-value-velocity-and..). В этой же статье есть отсылка еще к паре простеньких моделей и размышлений на тему. И это фактически все, что сейчас есть на тему фундаментальной оценки крипто-активов. При этом людям с экономическим бекграундом будет легко заметить, что это, мягко говоря, не rocket science – модели очень простые, с большим количество допущений и неверифицированных предпосылок. Естественно, это только первые пристрелочные попытки и ситуация будет быстро развиваться.
К чему это все. Чем больше погружаешься в эту сферу и больше про нее узнаешь, тем лучше понимаешь, что сейчас мы находимся в самом начале очень большой истории. Я уверен в том, что крипта в том или ином виде станет полноценным новым классом активов, что на горизонте 10-15 лет, а может и быстрее, ее будут покрывать аналитики с Уолл-стрит и рейтинговые агентства, она появится в портфелях самых консервативных инвесторов типа пенсионных фондов и эндаументов университетов, и, возможно, в резервах центробанков, а за академический ресерч в этой сфере кто-то получит нобелевскую премию по экономике (а Пол Кругман снова будет неправ).
Это не значит, что нужно бежать покупать биткоин или какие-то токены (хотя я считаю, что купить биткоин и эфир на небольшую долю сбережений сейчас очень рационально с точки зрения соотношения risk-reward, об этом
следующий пост). Это значит, что сейчас очень низкий порог для входа и есть огромное количество возможностей для профессионального развития в новой быстрорастущей и дико интересной сфере.
Как итог – тем, у кого есть время и желание, советую разобраться в том, что происходит в крипто-сфере за ширмой хайпа, абсурдно тупых ICO и графиков с теханализом. Как минимум, в живую наблюдать зарождение новой индустрии очень интересно. Как максимум, здесь можно найти много возможностей для развития.