Во вторник цены на нефть продолжили сильное снижение. Одним из важнейших аргументов продавцов были сообщения о продажах стратегических запасов нефти (SPR) в США. Однако яркие заголовки и нагнанные ими страхи были преувеличены. Дело в том, что согласно бюджетному соглашению, которое было достигнуто между Белым домом и Конгрессом США, планируется реализовать лишь 58 млн. баррелей нефти из имеющихся у них 695 млн. баррелей. Продажи запланированы начиная с 2018 года вначале по 5 млн. баррелей в год с повышением до 10 млн. баррелей в год к 2023 г. Объемы продаж в 5-10 млн. баррелей в год слишком незначительны, чтобы хоть как-то повлиять на балансы спроса и предложения. При равномерных годовых продажах это будет давать дополнительно от 13,7 тыс.b/d в 2018 году до 27,4 тыс. b/d. Цифры ощутимые, но совершенно не сопоставимые с объемами сегодняшнего переизбытка предложения над спросом.
Формальной целью продаж может быть финансирование модернизации системы хранилищ и создания возможностей для маневра. Однако психологический эффект на цены был довольно ощутимым. SPR создавались для поддержания баланса нефти в трудные периоды. (И, заметим в скобках, для воздействия на цены). Напомним, что пробные продажи нефти из SPR в объеме 5 млн. баррелей были проведены в апреле мае 2014 года. А цены на нефть резко покатились вниз с июня 2014 года. Совпадение? Напрашивается – не думаю. Но шутки шутками, а следует признать, что у США есть в арсенале такая дубинка, которой они могут взмахнуть при необходимости.
Правда, иногда взмахи дубинками оказываются очень дорогими. Как сказал президент Путин на вчерашнем совещании по ТЭК: «За предыдущие пять лет общий убыток производителей трудноизвлекаемых сланцевых нефтей в США составил примерно 150 миллиардов долларов, а за первое полугодие текущего года их убыток составил уже 62 миллиарда долларов». Так что взмахи сланцевой дубинкой при сегодняшних ценах обходятся все дороже и дороже.
Да и нам тоже нужно быть предельно аккуратными. По словам Путина на совещании по ТЭК: «нужно предельно аккуратно оценивать эффективность принимаемых решений по налоговой нагрузке на отрасль, какое влияние они оказывают на экономику страны в целом. Нужно стремиться к тому, чтобы дополнительные изъятия из отрасли не приводили к сокращению инвестпрограмм энергетических компаний, не оказывали негативного мультипликационного эффекта на смежные отрасли»… «Важно не потерять горизонт развития, не допустить инвестиционной паузы».
Президент заострил внимание, что необходимо продолжить нашу работу по диверсификации экспорта российских энергоресурсов. То есть отмеченные в недавнем выступлении главы Роснефти Игоря Сечина тенденции будут сознательно с нашей стороны развиваться и далее.
Гвоздем выступления Путина были слова: «Нужно начать серьёзную проработку комплексного вопроса усиления роли рубля в расчётах, в том числе за продукцию российского ТЭКа. Шире использовать национальные валюты в операциях с теми странами, с которыми мы ведём активную торговлю». Как важный промежуточный шаг подумать о прекращении, наконец, практики использования иностранной валюты во внутренних расчётах.
Оригинальный бизнес получается у этих ребят.
Ой, да они продавать то будут всего ничего… Много не потеряют...
Так покупали и хранили дешевую нефть.
Аааа… а в это время жгли нефть по 100 баксов?
Оригинальный бизнес получается у этих ребят.