В последнее время много говорится о том, что доллар как мировая валюта вот-вот рухнет под тяжестью долгового бремени и ей на смену придет не отягощенный дурным наследием свежий, энергичный, многообещающий, а главное политически нам близкий юань. Однако сторонников повсеместного перехода в международной торговли на рубли и юани придется огорчить.
Это время еще не наступило, и боюсь, наступит не скоро.
Хочется напомнить, что у юаня есть два обменных курса. Один – официальный устанавливается народным банком Китая. Его курс не зависит от ситуации на рынке и устанавливается директивным методом. Второй обменный курс для оффшорного юаня отчасти регулируется валютным рынком, но все равно привязан к внутреннему курсу и не сильно от него отличается. А посему ни тот, ни другой юань не могут быть мировой расчетной валютой по определению, поскольку их курс отражает не реальную ситуацию на рынке и в китайской экономике, а лишь взгляд китайских лидеров на то, каким должен быть курс юаня. Про рубль я вообще не говорю, любому вменяемому человеку понятно, что валюта, которая почти каждый день то теряет 5%, то прибавляет столько же, не может служить ничем, кроме средства расчетов внутри страны. Двумя другими важнейшими свойствами денег: средством накопления и определения стоимости товаров и услуг она уже практически не является. Все стоимости от недвижимости и автомашин, до сложного оборудования и сырья в России сейчас определяются исключительно в долларах и евро.
Что касается оффшорного юаня, то его курс к доллару последнее время постоянно снижается. По мнению экспертов, у этого процесса есть две составляющих. Во-первых, на фоне замедление экономического роста в КНР власти заинтересованы в ослабление своей валюты, что стимулирует экспорт и торговый оборот. С другой стороны, богатые китайцы активно выходят из юаней в доллары. Похоже, инвесторы в Китае уже решили, что стабильность и потенциал удорожания долларовых активов принесут больше пользы, чем высокодоходные финансовые продукты в юанях.
И еще хочется напомнить, что Россия занимает 10 место среди торговых партнеров Китая, а взаимный товарооборот не дотягивает даже до 100 млрд долларов. В то время, как товарооборот КНР с ЕС составляет около 600 млрд, а с США 2,5 триллиона долларов. И эти цифры говорят сами за себя.
Полностью рыночный курс — тоже не подходит.
Вам не угодишь.